Байпас на отопление: Байпас в системе отопления: как работает, для чего нужен
Байпас в системе отопления: как работает, для чего нужен
Что такое байпас, можно объяснить довольно просто, — это отрезок трубопровода системы водоснабжения или отопления, устанавливаемый в ключевых местах контура. Таким простым инженерным решением облегчается ремонт и обслуживание трубопроводной арматуры, насосов, повышается экономичность работы и качество обогрева помещений. При помощи байпаса можно отключить рабочий элемент системы, вернее, пустить в обход него поток теплоносителя.
Устройство байпаса
Байпас еще называют байпасным обводом, то есть, трубопроводом для перенаправления потока рабочей среды в обход определенной точки отопительной системы, где находится радиатор отопления, насос, разветвление и т.п. Обводная труба одним концом подсоединяется к входящей трубе контура, другим — к отводящей. Перед входом байпаса на участке до элемента системы монтируется запорная арматура: кран, вентиль, задвижка. Поток носителя перекрывается или полностью, или выполняется регулировка количества его поступления на прибор.
Обходные трубы сначала применяли с целью проведения ремонтов или обслуживания трубопроводных магистралей без полной остановки функционирования. В последствии это простое решение стало обязательным условием при монтаже однотрубных систем и стало называться байпасом. В двухтрубных контурах в устройстве совсем нет потребности.
Какие бывают виды байпасов
Запорную арматуру устанавливают не только после входного или перед выходным отверстием обвода, но и на нем. Относительно этой особенности, а также в зависимости от типа запорных механизмов, обходы разделяют на три вида:
- С механическим (ручным) управлением.
- Статичные (нерегулируемые).
- Автоматические.
Каждой разновидности свойственны свои конструкционные особенности, а также способы использования.
В вертикальных схемах разводки труб конструкции байпасов состоят из подсоединенных патрубков с тройниками, распределяющими потоки по нескольким отопительным радиаторам.
Нерегулируемый байпас
Если на обводной трубе или перед входной трубой отопительного прибора нет никаких элементов запорной арматуры, то такой байпас — неуправляемый. В таких случаях конструкция трубопровода сделана по упрощенной схеме, но предусматривающей установку в будущем дополнительных приборов отопления. После их установки уже будут задействованы байпасы. Когда проектируются новые трубопроводные системы, то подразумевается отсутствие регулирующей запорной арматуры, и расчеты производятся только с условием свободного перемещения рабочей среды без гидравлических сил.
При дальнейшей эксплуатации вносятся корректировки в расчеты. В зависимости от предназначения того или иного участка, на схемах статичных обводов устанавливают допустимые значения гидравлических давлений. В соответствии с расчетными данными подбирается оборудование с требуемыми характеристиками.
Проходное сечение обходной вертикальной трубы всегда меньше внутреннего диаметра основных магистральных разветвлений. Это необходимо для того, чтобы свободный поток теплоносителя под действием тяжести не уходил целиком в ближе расположенную обводную трубу. Если диаметры будут одинаковы, тогда большая часть рабочей среды по обходной трубе не будет доходить до отопительного прибора, а будет циркулировать перед ним.
Другие физические законы используются в горизонтальных разводках отопительных систем. Здесь расчеты делаются на стремлении горячей среды из-за меньшего удельного веса подниматься вверх. Диаметры обводных контуров в нижних разводках должны быть такие, как и сечения основных магистральных труб, а диаметры отводов к отопительным приборам — меньше. Так в регулируемых элементах системы напор увеличивается, теплоноситель распределяется по контуру более равномерно.
Байпас с ручным регулированием
Ручное управление потоком по обходной трубе осуществляется шаровыми кранами. Применяется именно такая конструкция запорного механизма, так как в открытом проходном отверстии крана не создается никаких помех, влияющих даже на незначительные флуктуации гидравлического давления. Дополнительное гидравлическое сопротивление негативно влияет на точность регулировки температурного режима. При полностью закрытом кране весь теплоноситель проходит через обвод. Это называется основным путем хода рабочей среды по системе.
На заметку: поверхностям шаровых механизмов кранов, если они не используются длительное время, свойственно прикипать одна к другой, поэтому краны нужно периодически проворачивать, даже без необходимости.
Байпасы с кранами ручной регулировки делают, как правило, в индивидуальных отопительных системах частных домов. Если запорные устройства будут установлены на обводных перемычках в многоэтажных жилых домах, то возникает риск неосторожного перекрытия поступления воды соседним потребителям. Регулируемые вручную — также применяются для обвязки гидравлических насосов в однотрубных отопительных системах.
Автоматический байпас
Обводные трубы с автоматической трубопроводной арматурой применяют для обвязки гидравлических насосов со свободным перемещением рабочей среды без перекачивающих агрегатов.
При автоматическом управлении потоками их перенаправление происходит в зависимости от установленных температурных значений носителя без участия человеческого фактора. При работающем насосе вода проходит только через него, в это время электрический обвод перекрыт. Если насос перестает работать (при отсутствии электричества или вследствие неисправности), тогда рабочая среда проходит по обходной трубе. Поток частично или полностью перекрывают обездвиженные лопасти агрегата.
Байпасы с автоматическим управлением подразделяются на два типа:
- Клапанные;
- Инжекционные.
В автоматических байпасах с клапанным распределением носителя шаровые краны врезают в обходные трубы. Так удается уменьшать гидравлическое сопротивление, чтобы обеспечить максимально свободное перемещение рабочей среды самотеком.
Работающий насос повышает давление, вследствие чего увеличивается и скорость перемещения теплоносителя, который не успев остыть устремляется обратно в магистраль. Далее, с минимальными потерями температуры, он беспрепятственно перемещается по контуру для заполнения других отопительных элементов. Чтобы не допустить обратного тока жидкости, применяются обратные клапаны.
В механизме обратного клапана есть стальной шарик, который при обратном движении рабочей среды плотно прижат в седле регулирующего устройства, а при прямом ее движении оставляет проходное отверстие открытым.
Включенный насос создает давление, и теплоноситель поджимает шарик к седлу, перекрывая прямую линию. Если насос выключается, то рабочая среда начинает проходить через обводные трубы. Следует учитывать, что клапанные обводы чувствительны к загрязнениям носителя (окалинам, ржавчине, хлопьям накипи), поэтому в них необходимо использовать фильтры. В числе трубопроводной арматуры есть специальные врезные отстойники со сменными фильтрующими элементами и сливными кранами.
Инжекционные байпасы функционируют по схеме действия гидроэлеватора. В трубу главной магистрали врезают насосный узел таким образом, чтобы входная и выходная труба байпаса имели продолжение внутри основной трубы водопроводной магистрали.
Давление от включенного насоса проталкивает часть жидкости в диффузор входной трубы, таким образом ускоряется ее циркуляция через агрегат. На выходном патрубке внутренний диаметр сужается, образуя своеобразное сопло, из которого теплоноситель с ускорением возвращается в главную трубу. С напорной струей увлекается остальная рабочая среда; ей передается кинетическая энергия напора. Ускоряется весь поток в основной линии, и вода в магистрали продолжает движение, но уже с ускорением. Обратные токи в таких случаях не исключаются. При выключенном насосе рабочая среда движется через обвод непринудительно.
В тепломагистралях с инжекционными байпасами импульс перемещению жидкости передается от энергии напора. Здесь также запорное оборудование требует поддержания чистоты рабочей среды при помощи фильтров.
Назначение байпасных участков
В обводных трубопроводах сохраняется циркуляция теплоносителя в случаях выхода из строя насосного агрегата, или во время отсутствия электроснабжения. Любой отопительный элемент, находящийся под управлением байпасом, можно отключить или вовсе отсоединить от общей магистрали, направив поток по обходной трубе путем закрытия кранов на входном и выходном патрубках. Таким образом при плановом обслуживании отопительной системы, нет необходимости ее отключать и полностью сливать жидкость.
В индивидуальных отопительных системах частных домов обводы используются для:
- врезки дополнительных радиаторов
- обвязки циркуляционных насосов
- при обустройстве теплых полов для подсоединения распределительного коллектора
- создания малого контура в системе отопления твердотопливным котлом.
При обвязке циркуляционного насоса обвод выполняет функцию основного трубопровода. Поэтому именно в обходную трубу врезают запорную арматуру, а не на входных или выходных патрубках. Только таким способом монтажа можно исключить рециркуляцию носителя.
Обводы для радиаторов отопления
Обходные трубы применяют исключительно в однотрубных системах, так как в коллекторных разводках и двухтрубных системах радиаторные батареи подсоединяются к подающей магистрали параллельно, и на них теплоноситель поступает с одинаковой температурой. На работоспособность всей системы не будет влиять нарушение функционала какого-либо одного отопительного контура, если установлены отсекающие краны.
В последовательно подключенных радиаторных батареях в однотрубной системе вода быстрее охлаждается в процессе прохождения по всем контурам. На выходе она будет тем холоднее, чем больше теплоотдача радиатора. Но, если в однотрубной системе байпасов нет, тогда ближние к основной магистрали батареи будут принимать максимум тепла (будут чрезмерно горячими), а последние — лишь слегка нагретыми. Соединенные перемычкой обратная и подающая трубы разделяют на две части поток рабочей среды, один из которых отдает тепло в помещение, а второй, сохраняя температуру, поступает через обходную трубу к следующей батарее. С байпасами вся цепь радиаторов будет работать равномерно с одинаковой температурой как на ближнем к основной магистрали отопительном приборе, так и на дальнем.
Байпас в обвязке насоса
Подключение циркуляционных насосов в байпасы целесообразно в системах с самотечным перемещением рабочей среды. В схеме предусматривается разгонный коллектор, используются определенные диаметры труб, соблюдаются углы наклона. Благодаря насосам, повышается эффективность работы при отоплении домов в северных регионах, где температура окружающей среды может опускаться ниже 30°С. Однако здесь следует учитывать то обстоятельство, что принудительных системах отопления эффективность обогрева будет сведена практически к нулю, если насос выйдет из строя или отключат централизованную подачу электроэнергии.
Подключенный насос на обводе предотвращает противоток теплоносителя и его перемещение по замкнутому кругу, поддерживая таким образом его высокую температуру. Но даже при наличии в обводе насоса, в него необходимо врезать обратный клапан, который также предотвратит конвекционное реверсное перемещение рабочей среды. В инжекционном, обратное движение теплоносителя исключается.
Гидравлический насос можно установить на байпас самостоятельно, но в продаже есть и готовые насосные узлы. Разводка труб делается так, как позволяет свободное место.
Байпас в разводке систем теплых полов
Байпас в системе теплого пола, это часть его смесительного узла. Обводная труба работает постоянно, благодаря чему обеспечивается правильное функционирование теплого пола.
Если в подающей трубе температура теплоносителя достигает 80°С, то через байпас на контур пола вода подается уже с рабочей температурой 40-45°С. Чтобы теплоноситель для пола подготавливался правильно, в смесительном узле применяется трехходовый клапан, пропускающий строго нужное количество нагретой воды. Оставшийся теплоноситель проходит через байпас, смешивается с остывшей водой из коллектора и направляется по магистральной трубе к котлу.
Функция трехходового клапана — дозировано пропускать рабочую среду для нагрева, а избыток возвращать по байпасу в магистраль.
Байпас в отопительной системе с твердотопливным котлом
В такой обвязке байпас исполняет ключевую роль — формирует малый контур перемещения рабочей среды. Одной стороной обвод подсоединяется к подающей трубе, другой — к трехходовому клапану на обратном патрубке. Вода, возвращающаяся от теплоотдающего контура, смешивается в клапане с горячей водой из байпаса. Поэтому к котлу поступает жидкость с температурой около 50°С.
К твердотопливному котлу такую обвязку делать необходимо, так как от холодной воды на его стенках будет образовываться конденсат, что чревато быстрой коррозией и преждевременным выходом котла из строя.
Заключение
Как видим, простой отрезок трубы может исполнять ключевую роль в эффективности систем тепло обеспечения. Байпас распределяет поток рабочей среды так, чтобы обеспечить должную температуру теплоносителя на все радиаторные батареи независимо от их расположения относительно основной магистрали. При помощи обводных труб можно обслуживать отопительные контуры и ремонтировать их нагревательные элементы без необходимости остановки работы всей системы.
Байпас в системе отопления
Содержание:
Монтаж байпаса на радиаторы в однотрубной системе
Запорная и регулирующая арматура для радиаторов
Варианты подключения радиаторов
Выбор места для установки отопительных приборов
В загородных жилых домах все чаще проектируют индивидуальные системы отопления. Это связанно с тем, что населенные пункты находятся вдали от магистральных сетей. В помещениях любого жилого дома, дачи, коттеджа можно создать благоприятный микроклимат.
Байпас — отрезок трубопровода, который устанавливается перед отопительным прибором. Его прямое назначение — создания для теплоносителя обводного контура. Это значит, что на байпасе также устанавливается запорная арматура, с помощью которой можно отключать отопительный прибор от системы обогрева.
Байпас используют в тех случаях, когда нужно прекратить подачу теплоносителя в радиатор (полотенцесушитель) совсем или частично. Лишняя вода, которая не попала в отопительный прибор, выводиться по обратному трубопроводу назад к котлу. Байпас — очень удобный в эксплуатации. Он позволяет производить ремонт или замену радиаторов, не отключая систему отопления от сети. Его широко используют в современном строительстве инженерных коммуникаций.
В однотрубной системе отопления байпас монтируется между линиями подвода и отвода теплоносителя от обогревательного прибора. Диаметр врезанной трубы (байпаса) должен быть немного меньше, примерно, на один размер, чем линия подачи.
Монтаж байпаса на радиаторы в однотрубной системе
Часто его монтируют в инженерные системы, которые проходят в квартирах старых домов. Сейчас практикуют больше монтаж двухтрубной системы отопления. Она имеет свои преимущества в эксплуатации. Но, если однотрубная система работает на должном уровне, ее срок службы не вышел, тогда ее работу можно улучшить с помощью байпаса. Он монтируется в летнее время, когда отопление выключено и в трубах нет теплоносителя.
байпас для радиатора
Крепиться байпас с помощью тройников, резьбовых соединений, а также сварки. Изготавливается обводная труба на объекте строительства или в заводских условиях. В продаже есть большой выбор байпасов разных диаметров и наличием запорной арматуры. На обводной трубе может монтироваться также циркуляционный насос. Это позволяет быстрее проводит заполнение и опорожнение теплоносителем системы отопления, а также осуществлять контроль движения воды в линиях подачи и обратки.
Установка байпаса имеет ряд плюсов, основные из них:
- Создание комфортных условий в помещениях квартир, домов, дач прочее. С помощью байпаса можно повысить/снизить температуру внутреннего воздуха. Это позволяет избежать ситуаций, когда в помещении слишком жарко или холодно. Создать оптимальный микроклимат во время эксплуатации отопительной системы можно без привлечения специалистов.
- Экономия денежных средств. Теплоноситель расходуется разумно, а значит, что нагревать его нужно меньше. Это позволяет снизить затраты на энергоресурсы. Байпас имеет относительно невысокую цену. Он окупается в минимальные сроки.
Монтаж байпаса есть неотъемлемой частью в строительстве отопительных систем. Он должен проводиться согласно действующим технологическим нормам и правилам.
Между байпасом и радиатором обогревательной системы монтируется регулировочный вентиль или терморегулятор. Обводная труба устанавливается на минимальном допустимом расстоянии к отопительному прибору и на максимальном — от вертикального стояка.
Запорная и регулирующая арматура для радиаторов
Отопительная система не может работать максимально эффективно, если в ней не предусмотрена установка различных клапанов, вентилей, кранов, датчиков прочее. С помощью запорной и регулирующей арматуры в обогревательной сети осуществляется контроль над движением теплоносителя, а также правильное его распределение. Например, при снижении температуры внешнего воздуха (на улице), выполняется уменьшение подачи теплоносителя в отопительные приборы и наоборот.
Регулировка теплоносителя бывает двух типов:
- качественная.
Она предназначена для изменения температуры теплоносителя в трубопроводах и отопительных приборах. Может работать на базе автоматической системы управления.
- количественная. С ее помощью можно изменять (увеличивать или уменьшать) поток теплоносителя в отопительной системе при необходимости.
Запорная и регулирующая арматура для радиаторов относиться к местному контролю за определенным участком обогревательной линии. Это значит, что жители квартир, загородных домов, дач могут своими силами изменять подачу и температуру теплоносителя в отопительных приборах. Для этого перед радиаторами устанавливаются автоматические или ручные клапаны, воздухотводчики, краны прочее. Каждое устройство имеет свое назначение.
отсекающий кран
Чаще всего для местного регулирования потока воды устанавливают трехходовые краны или с двойной корректировкой. Арматура монтируется на каждый отопительный прибор в квартире или доме. Над производством проходных кранов постоянно работают специалисты. Они вносят изменения в устройстве арматуры, чтобы ее работа была более эффективной. Проходные краны оборудованы дросселирующим элементом. Это позволяет регулировать подачу теплоносителя более точно.
Термостатическая арматура облегчает эксплуатацию отопительной системы. Вентили с датчиками устанавливаются также непосредственно перед отопительными приборами. Они имеют температурную шкалу. С ее помощью пользователь задает режим работы обогревательной сети.
терморегулятор для радиаторов
Термостатическая головка — чувствительна к изменениям микроклимата в помещении. С помощью ее работы в квартире устанавливается нужным температурный режим в зависимости от погодных условий на улице.
Варианты подключения радиаторов
В современном строительстве практикуют несколько схем подключения отопительных приборов. Варианты подключения радиаторов — диагональное, нижнее, боковое. В монтаже каждой схемы отопительных приборов есть свои особенности.
Диагональное подключение радиаторов в эксплуатации является самым эффективным. Трубопровод подачи теплоносителя подводиться к отопительному прибору сверху. Линия обратки подсоединяется к радиатору снизу, на противоположной стороне. Диагональное подключение позволяет хорошо прогреть отопительный прибор, который имеет большую тепловую мощность (много секций). Обычно данную схему используют в огромных помещениях. Монтаж радиаторов диагональным способом — сложный и трудоемкий. Он требует привлечения опытных, квалифицированных мастеров.
Нижнее подключение используют в помещениях, где нужно сохранить максимум эстетики в интерьере. Радиаторы, смонтированные по данной схеме, практически незаметны в комнатах. Нижнее подключение отопительных приборов отлично подходит для загородных домов. Данная схема не подходит для больших коттеджей, многоквартирных домов.
Боковое подключение — самое распространенное в строительстве. Трубопровод подачи подсоединяется к отопительному прибору сверху, обратки — снизу на то й же стороне.
Основные преимущества данной схемы:
- быстрый и простой монтаж;
- экономия на затратном материале, а также энергоресурсах;
- есть возможность установки байпаса.
Боковое подключение радиаторов используют не только в квартирах многоэтажных домов, но и в коттеджах, танхаусах, дачах, офисных и производственных помещениях.
Выбор места для установки отопительных приборов
Радиаторы монтируют под окнами. Это давно установленное правило. От окон в помещении происходят самые большие тепловые потери. Длина радиатора должна составлять 0,7-0,9 длины подоконника. Если в помещении необходимо установить несколько отопительных приборов, а в нем только одно окно, желательно их монтировать на несущих стенах.
Расстояние между полом и радиатором должно быть не меньше, чем 100 мм. Игнорирование этого правила приводит к снижению эффективности работы отопительного прибора. Также производить уборку, ремонт, замену отдельных частей радиатора будет затруднительно. Расстояние между отопительным прибором и стеной должно быть не менее, чем 50 мм. Так радиаторов не будет греть стену, а отдавать свое тепло на повышение температуры внутреннего воздуха.
Изменять схему подключения отопительных приборов своими силами в квартирах и загородных домах запрещено. Ремонт систем обогрева необходимо производить по предварительному согласованию со службами управления населенного пункта.
Причины, по которым стоит провести установку байпаса:
- усовершенствование работы старой системы отопления. Очень удобно, когда денежных средств нет для осуществления замены на современную инженерную сеть.
- защита от аварийных ситуаций. Если радиатор протекает или наоборот задерживает циркуляцию теплоносителя, с помощью байпаса его можно отключить от сети и провести его ремонт или замену.
Это обеспечивает жителям квартир, индивидуальных домов высокую степень защиты от порывов и неполадок в работе системе отопления.
- обеспечение нормальной циркуляции теплоносителя в контуре. Насос, который монтируется на байпасе, перекачивает воду внутри системы на высоком уровне, что позволяет осуществлять равномерный нагрев отопительных приборов и создания комфортных условий в разных помещениях квартиры/дома.
Байпасы изготавливаются из прочного материала, надежного в эксплуатации. Чаще всего в производстве обводных трубопроводов используют сталь, медь, алюминий и т.д.
Технические данные байпасов:
- Длительный срок службы. Их можно эксплуатировать до 50 лет. Они не дают трещин, устойчивы к внешним механическим воздействиям, гидравлическим ударам, вибрации.
- Влагоустойчивость. Байпасы имеют высокие антикоррозийные свойства, на их поверхности длительное время не появляется ржавчина, плесень, грибок прочее.
Это также обеспечивает хорошую гигиеничность.
- Устойчивость к воздействию агрессивных сред. Байпасы можно устанавливать не только в жилых помещениях, но и на улице. Они хорошо противостоят различным погодным условиям. При необходимости байпасы устанавливаются с защитным корпусом. Но это делают в редких случаях.
Последовательность монтажа байпаса — фильтр, обратный клапан, циркуляционный насос. Желательно нагнетающий агрегат устанавливать горизонтально и вместе из запорной арматурой (перекрывающими кранами). Так отопительная система будет защищена от скопления лишнего воздуха. В однотрубных сетях обогрева диаметр байпаса должен быть одинаковым с диаметром вертикального стояка.
Байпас в системе отопления: применение и схемы монтажа
Через байпас в системе отопления современного дома монтируются все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт оборудования, подключенного к магистрали. А еще повышает КПД и экономичность отопления, что совсем неплохо, не так ли?
Вы хотите добавить байпас в систему отопления, но не знаете, как это сделать правильно? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено назначение этого элемента системы отопления и ключевые моменты его монтажа.
Наглядные фото и доступные рекомендации помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новичку. Кроме того, показаны видеоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки обводной секции.
Содержание статьи:
- Что такое байпас?
- Разновидности байпаса отопления
- Вид №1 — нерегулируемый байпас
- Вид №2 — ручной байпас
- Вид №3 — вариант автоматического байпаса
- Назначение байпасного трубопровода
- Вариант №1 — для радиатора отопления
- Ситуация №2 — при подключении насоса
- Ситуация №3 — при монтаже теплого пола
- Ситуация №4 — в линии со сплошным топливный котел
- Ситуация №5 — при установке байпасных труб
- Выводы и полезное видео по теме
Что такое байпас?
Байпас, или перепускной байпас — это трубопровод, служащий для организации потока теплоносителя в обход определенного участка теплотрассы, либо параллельно ему.
Чаще всего на этом сайте устанавливается некоторое оборудование. Один конец перепускной трубы соединяется с входным патрубком, второй — с выходным патрубком.
Между байпасом и входом оболочки устройства устанавливается запорная арматура. Он позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество жидкости, поступающей в устройство.
Для возможности полного отключения оборудования на выходном патрубке между выходом устройства и байпасом устанавливается кран.
Фотогалерея
Фото
Первые байпасы появились в однотрубных системах отопления, сначала они использовались только для отключения отопительного прибора с целью его замены или ремонта
В простейших однотрубных схемах, в байпасе также предусмотрена возможность ручной регулировки температуры за счет уменьшения расхода теплоносителя
В более сложных современных конструкциях байпасы используются для установки трехходовых и четырехходовых клапанов с сервоприводом, автоматически регулирующим количество и качество охлаждающая жидкость
Байпасы в системах отопления применяются для установки циркуляционных насосов, особенно используемых в качестве резервных агрегатов
Аналогичной частью байпаса или настоящим байпасным участком комплектуется часть системы с группой безопасности на случай ремонта узла
Отрезные участки трубопровода, байпасы, могут располагаться как горизонтально, так и вертикально
Байпас в сборе для установки циркуляционного насоса или отопительного прибора можно приобрести в заводской комплектации
Отсечной участок системы отопления легко собрать своими руками из полипропиленовых труб и фитингов, произведенных для них
Байпас, устанавливаемый перед нагревателем
Регулирующий ароматизатор и байпас
Клапан трехходовой с сервоприводом
Использование байпаса при установке насоса
Самодельный байпас для группы безопасности
Возможность установки отсекающих секций
Крепление заводского изготовления
Байпас полипропиленовый
Разновидности байпаса отопления
Запорная арматура устанавливается не только на входной и выходной патрубок, но и на сам байпас.
В зависимости от типа применяемого устройства перепускные трубы бывают трех видов:
- нерегулируемые;
- с ручным управлением;
- автомат.
Каждый тип имеет свою конструкцию и особенности применения.
В простейшем варианте байпасная конструкция представляет собой патрубок с присоединенными с двух сторон тройниками. Такое устройство используется при подключении радиаторов по однотрубной вертикальной схеме разводки
Вид №1 — нерегулируемый байпас
Нерегулируемый байпас в системе отопления представляет собой обычный байпас без дополнительного оборудования.
Зазор трубы постоянно открыт и движение жидкости по нему происходит в неуправляемом режиме. Такие байпасы в основном используются при подключении радиаторов.
При проектировании системы отопления следует учитывать, что жидкость будет проходить по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.
Следовательно, диаметр проходного сечения нерегулируемого байпаса, установленного вертикально, должен быть меньше диаметра проходного сечения основной линии. В противном случае самотеком уйдет в обход, расположенный ближе.
Диаметр обхода вертикальной проводки должен быть меньше диаметра основной линии. Если диаметры сделать одинаковыми, то основная часть теплоносителя будет циркулировать по байпасному тракту, не доходя до радиатора
В горизонтальных действуют другие законы. Горячая среда имеет тенденцию подниматься вверх, так как имеет меньший удельный вес.
Поэтому байпас нижней разводки обычно делают равным магистральному, а патрубок к радиатору меньшего размера.
Уменьшенный диаметр входного патрубка радиатора повышает давление и способствует более равномерному распределению теплоносителя по контуру теплообменного устройства
Вид №2 — Ручной байпас
Байпас с установленным шаровым краном называется ручной байпас. Кран такого типа наиболее удобен для обхода, так как в открытом состоянии не уменьшает внутренний просвет трубопровода.
Поэтому не создает дополнительного гидравлического сопротивления движению жидкости.
Использование запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через байпас. Если вентиль полностью закрыть, то весь поток пойдет по основному пути.
Следует иметь в виду, что если рабочие элементы кранов шаровых имеют возможность прилипать друг к другу, если устройство не используется. Поэтому такой кран следует периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.
Установить байпас с краном можно только в системе индивидуального отопления частного дома. Запрещается применять запорное устройство на байпасе в многоквартирных домах, так как можно непреднамеренно перекрыть подачу теплоносителя другим потребителям
Область применения регулируемого вручную байпаса в системе отопления — однотрубная линия и трубопроводы гидронасосов.
Вид №3 — автоматический байпас вариант
Автоматический байпас устанавливается в жгуте насоса самотечной системы отопления. Теплоноситель в такой магистрали может циркулировать по контуру без насосного агрегата.
В системе установлен электрический нагнетатель для увеличения скорости движения жидкости, что способствует меньшим потерям тепла, равномерному прогреву помещений, повышению КПД системы.
Перенаправление потока жидкости в жгуте насоса с автоматическим байпасом происходит без вмешательства человека. При работе насоса теплоноситель проходит через агрегат, а байпас перекрывается.
Если помпа останавливается из-за поломки или отключения электроэнергии, теплоноситель течет по байпасу. Неподвижное рабочее колесо агрегата ограничивает или полностью блокирует поток.
Существует два типа автоматических байпасов:
- клапан;
- впрыск.
В первом случае в перепускную трубу монтируется обратный шаровой кран, который создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме.
При включении насоса скорость потока увеличивается. Теплоноситель из выпускного патрубка поступает в магистраль и расходится в обе стороны.
Далее по контуру движется беспрепятственно, а при движении в обратном направлении натыкается на .
Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного, шар плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.
Когда насос включен, гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, сжимает шар клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в гравитационной системе открывает клапан, и вода течет через байпас
Недостатком байпасного клапана является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – чешуек накипи, ржавчины, окалины – приводит к выходу его из строя.
Байпас впрыска работает по принципу гидравлического элеватора. В основной ствол большого диаметра вварен насосный агрегат, расположенный на трубе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют продолжение внутри трубопровода магистрали.
При включении насоса часть потока поступает во входной диффузор, проходит через агрегат и ускоряется.
Выходной патрубок имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в магистраль с большой скоростью.
За срезом выходного патрубка (по направлению движения теплоносителя в магистрали) создается вакуумная область. За счет этого происходит всасывание перепускной жидкости. Исходящая под давлением струя увлекает за собой окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.
Таким образом весь поток несется дальше по шоссе с ускорением. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.
Если насос не работает, теплоноситель спокойно проходит через байпас в режиме естественной циркуляции.
Импульс к движению магистрали теплоносителя с байпасом впрыска дает энергия струи воды. Такой прибор не боится незначительного загрязнения теплоносителя, так как не имеет устройств с точно подогнанными деталями (шар-седло)
Назначение байпасного трубопровода
Основное назначение байпасного участка — обеспечение циркуляции в теплотрассе в в случае поломки в подключенном блоке или отключения электроэнергии.
[adinserter name=»mobile: вставить в текст — 5″]
Любое устройство, подключенное через байпас, можно отключить от гидравлической линии, просто перекрыв два клапана — на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет через перепускную трубу.
Прибор, отключенный от магистрали, спокойно отремонтировать или выполнить плановое техническое обслуживание. Вы можете полностью отсоединить его и заменить новым. При этом не нужно останавливать систему и сливать всю охлаждающую жидкость.
[adinserter name=»desktop: вставить в текст — 3″]
В индивидуальной системе отопления байпас применяется в следующих случаях:
- Врезка радиаторов в единую трубопроводную магистраль;
- Обвязка [link_webnavoz]циркуляционного насоса;
- Соединение с устройством водяных теплых полов;
- Организация малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного котла.
В зависимости от применения байпасное соединение имеет свои особенности.
Традиционный трубопровод циркуляционного насоса, где байпас является частью основной линии. В него вмонтирована запорная арматура для пропуска всего теплоносителя через насосную установку и исключения рециркуляции
Корпус №1 — для радиатора отопления
Подключение радиаторов через байпас осуществляется только в .
Для и врезка байпасных труб не имеет смысла. Отопительные батареи в них подключены параллельно и к каждой подается вода одинаковой температуры непосредственно из подающей магистрали.
Выход из строя одного из контуров отопления, при наличии запорной арматуры, не влияет на работоспособность остальной системы.
В однотрубной системе за счет последовательного соединения тепловыделяющих элементов происходит охлаждение воды при прохождении по контуру. Чем выше тепловыделение батареи, тем холоднее будет жидкость на выходе.
Если в однотрубной разводке не предусмотрены байпасы, то первый радиатор заберет максимальное количество тепла и будет слишком горячим, а через последний пойдет чуть теплая вода.
Соединение подачи и возврата с перемычкой возле каждой батареи делит поток на две части. Один идет к радиатору и отдает тепловую энергию.
Второй, поддерживающий температуру, протекает по байпасу и на выходе соединяется с потоком от батареи отопления. Таким образом, можно передать достаточное количество тепловой энергии даже последним в цепочке радиаторов.
Назначение байпаса в разводке однотрубного отопления, помимо возможности ремонта радиатора, состоит в сохранении части тепловой энергии в основном потоке для более равномерного распределения между ближним и дальним отопительными приборами
Ситуация №2 — при подключении насоса
Подключать циркуляционный насос через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной для самотечного течения воды.
Должен быть устроен ускорительный коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. Циркуляционный насос в такой магистрали устанавливают для повышения ее эффективности.
Если система отопления изначально задумывалась как принудительная, то при отключении электроэнергии или поломке насоса она ни в коем случае не сможет функционировать.
Охлаждающая жидкость не будет циркулировать без дистиллятора. Поэтому в такой магистрали насос устанавливается без байпаса — по прямой.
Особенностью подключения насоса через байпас является возможность противотока в байпасе и возникновение замкнутого циркуляционного контура вокруг байпасного насоса.
Поэтому запорная арматура, такая как шаровые краны или обратные клапаны, должна быть установлена на байпасной трубе.
При работающем насосе такое оборудование полностью перекрывает зазор байпасной трубы (вентиль — автоматически, вентиль — вручную). Если насос останавливается, байпас открывается и происходит конвекция теплоносителя.
Исключением является байпас впрыска, конструкция и принцип работы которого исключает обратное движение жидкости.
Байпасное подключение гидронасоса можно сделать самостоятельно, а можно приобрести готовый насосный агрегат. Тип проводки выбирается в зависимости от наличия свободного места.
Ситуация №3 — при монтаже теплого пола
Байпас при подключении теплого пола входит в состав смесительного узла. Поэтому он используется постоянно, а без него теплый пол не будет нормально функционировать.
Температура воды в подающем трубопроводе может достигать 80°С, а в контуре теплого пола не должна превышать 45°С. Для приготовления теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым краном, который пропускает только необходимое количество горячей воды.
Остальной поток байпасируется, смешивается с охлажденной водой, выходящей из коллектора, и идет далее по магистрали к котлу.
Трехходовой клапан, установленный перед входом коллектора, пропускает ровно столько теплоносителя, сколько необходимо для нагрева воды в теплых полах до комфортной температуры. Излишняя горячая жидкость стекает обратно в байпасную линию
Ситуация №4 — в линии с твердотопливным котлом
С помощью байпаса в обвязке твердотопливного котла образуется малый контур теплоносителя. Контур соединен с подающей трубой с наиболее нагретым теплоносителем с одной стороны, и с трехходовым краном, установленным на обратке, с другой.
Клапан смешивает охлажденную воду, поступающую из контуров теплообмена, с горячим байпасным теплоносителем. В котел подается жидкость, температура которой не ниже 50°С.
Такая обвязка необходима при использовании твердотопливного котла, так как при попадании в котел холодной воды на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к коррозии и быстрому выходу из строя отопительного агрегата.
Для работы твердотопливного котла формируется малый циркуляционный круг. Байпас в данном случае играет ключевую роль.
Горячая вода поступает в смесительный клапан через перепускной участок для нагрева жидкости, поступающей из системы, до температуры, препятствующей образованию конденсата и коррозии на стенках котла
Ситуация №5 — при монтаже байпасных труб
Установка разных видов байпасов в системе отопления имеет свои особенности.
При подключении радиаторов:
- Диаметр байпасной трубы выбирается на один размер меньше магистрального трубопровода;
- Перемычка должна быть установлена как можно ближе к радиатору;
- Запрещается ставить кран на байпас в многоквартирных домах.
Монтаж радиаторного байпаса может осуществляться как при монтаже новой системы отопления, так и при модернизации существующей. Для этого готовят патрубки соответствующих диаметров, два тройника и запорную арматуру.
На входной патрубок устанавливается один из вариантов устройства:
- шаровой кран не создающий сопротивления и позволяющий пропускать весь проходящий поток;
- клапан — для ручной регулировки объема охлаждающей жидкости;
- комбинация шарового крана и автоматического термостата — количество воды, проходящей к радиатору, регулируется без участия человека.
На выпускной трубе устанавливается шар или запорный кран.
Элементы соединяются между собой сваркой или резьбой. В любом случае необходимо обеспечить полную герметичность соединений, после сборки провести испытание и устранить протечки.
Радиатор наиболее продуктивно прогревается при следующем сочетании: диаметр патрубков радиатора на один размер меньше основной магистрали, а диаметр байпаса на один размер меньше патрубков. Сужение подводящих участков увеличивает гидравлическое давление и способствует более полному прогреву теплообменного устройства 9.0003
При подключении насоса байпас чаще всего является частью основной магистрали. Так как он обеспечивает поступление теплоносителя в режиме естественной циркуляции, ни в коем случае нельзя сужать его внутренний диаметр.
Насос монтируется на байпасной трубе, диаметр которой может быть меньше или равен диаметру магистрали. Тонкости правильного рассмотрены в другой нашей статье.
Для монтажа проще приобрести готовый насосный агрегат нужного размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежные соединения.
Однако самостоятельное изготовление изоляции насосного агрегата не составит труда, если соблюдать некоторые правила.
Насос должен быть ориентирован так, чтобы ось рабочего колеса была горизонтальной, а крышка клеммной коробки была обращена вверх.
Так они обеспечивают свободный доступ к клеммам, к которым подключено питание, и исключают попадание на них жидкости при возникновении протечек.
В перепускной секции монтируется высококачественный обратный клапан или шаровой кран для обеспечения полного расхода через насос и предотвращения обратного движения жидкости по перепускной.
При установке насосной развязки своими руками важно правильно расположить элементы. Для этого удобно использовать накидные гайки – американки. Такая арматура обеспечивает плотное, прочное соединение элементов, простоту разборки и сборки
Выводы и полезное видео по теме
Ошибки при монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплообменного элемента:
Почему нельзя устанавливать запорный вентиль на байпасе радиатора в многоквартирном доме:
Как собрать байпасную трубу с насосом так, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:
youtube.com/embed/0_9CFtB_0RE»>Простое инженерное решение — байпас — позволяет сделать систему отопления максимально эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях .
Выход из строя отдельных элементов магистрали или отключение электроэнергии не вызовет больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по трассе и в доме будет тепло.
Вы занимаетесь самостоятельной установкой байпаса и хотите кое-что узнать? Вы можете задать свои вопросы в комментариях к этой статье.
Или у вас есть положительный опыт сборки? Поделитесь, пожалуйста. Возможно, кому-то из домашних мастеров удастся избежать ошибок благодаря вашим рекомендациям.
AHONA — термические байпасные клапаны Danfoss
AHONA — термические байпасные клапаны Danfoss
|
Данфосс Термические байпасные клапаны
|
ГЛАВНАЯ ДИЛЕРЫ ТОЛЬКО | ПРОДУКЦИЯ:
ДРУГОЕ |