Гармоничные цветовые сочетания – Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)

Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)

Категория: Цвет в интерьере

Здравствуйте уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу рассказать вам об основных правилах сочетания цветов в дизайне интерьера. Из сегодняшнего урока вы узнаете, какие цвета бывают в природе, как они образуются и как сочетаются между собой.

Очень многих начинающих заботит сочетание цветов, как правильно их сочетать, какой цвет лучше сочетается с другим цветом и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к теории цвета и познакомиться с правилами их образования. Однако начинающие дизайнеры очень не любят теорию, им подавай сразу готовые решения. Но чтобы действительно стать профессионалом в выборе цвета необходимо, всё-таки, знать теорию, а главное, постоянно применять её на практике.

Сегодня я расскажу вам основные правила в теории цвета, а вы сами решайте: пригодятся вам эти правила или нет в самостоятельном дизайне интерьера.

Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как «устроены». Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного)

цветового круга, т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.

Из практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.

Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.

Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные: 

Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.

Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.

Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая «растяжка», то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.

Гармоничные сочетания цветов

Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада

.

Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.

Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение

И последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. 

Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх, тем более что правило трёх цветов в интерьере нам чётко об этом говорит.

Итак, благодаря именно этим знаниям вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. На основе перечисленных выше правил вы сможете собрать для любой комнаты квартиры или дома палитру гармоничных друг другу цветов. Однако для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания. Но об этом немного ниже, а сейчас по порядку мы должны ещё познакомиться с хроматическими цветами.

Если вам уже удалось уяснить принцип сочетания хроматических цветов цветового круга, то у вас может возникнуть резонный вопрос: «А с какими цветами сочетается белый, серый, чёрный и, конечно же, наш любимый коричневый цвет?» Давайте разберёмся с ними, тоже, по порядку.

Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция

Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.

Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.

А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные («грязные») цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.

При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.

Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.

Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.

Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.

И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.

А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com. 

Похожие материалы:

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

Добавить комментарий

studyas.com

Гармоничные сочетания цвета

Эта статья продолжает серию материалов «Полное руководство по теории цвета для вязальщиц». Если Вы не читали предыдущие статьи, то рекомендую ознакомиться с ними прежде чем продолжить чтение этой статьи.

Часть 1. Основы теории цвета

Часть 2. Характеристики цвета

Часть 3. Гармоничные сочетания

В первой и второй частях мы рассмотрели цветовой круг, узнали что он состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, разобрались с характеристиками цвета. В этой статье мы рассмотрим основные цветовые схемы, которые наилучшим образом сочетают цвета и примеры использования этих схем в работах дизайнеров с популярного сайта вязальщиц ravelry.com.

Традиционные цветовые схемы

Существует шесть основных цветовых схем гармоничных сочетаний. Рассмотрим, как могут они помочь в подборе пряжи для вязания наших изделий. 

О комплементарных цветах мы уже говорили в первой части руководства. Напомню, комплементарными, или дополнительными, цветами называются те цвета, которые находятся в противоположных лучиках цветового круга. Например, это фиолетовый и желтый, красный и зеленый, зеленый лайм и красно-фиолетовый и так далее. Эти цвета прекрасно дополняют друг друга, подчеркивая и усиливая цвет. Наибольший контраст этих цветов проявляется в чистых спектральных оттенках цвета. Чаще всего такие цвета используют не в равном соотношении, а только в качестве акцента в виде отделки или небольших вкраплений.  Используя размытые или более темные оттенки из дополнительных цветов можно сочетать эти цвета, не боясь вырвать глаз, и в большей или почти равной пропорции.

В этом примере мы можем видеть, как дизайнер использовала в равной пропорции комплементарные цвета, но в их размытом виде, цвета на цветовом круге находятся близко к центру. Помните, что Вы можете использовать любой оттенок из лучей комплементарных цветов.

Разделенные комплементарные цвета — это использование цвета из лучика, примыкающего к дополняющему, как с одной стороны от него, так и с другой. Использование такой цветовой схемы имеет также очень сильный цветовой контраст, но уже с меньшим напряжением для глаз. Выбор таких цветов можно использовать и в паре в любой комбинации, и в тройке цветов, выбирая один цвет как основной, а два других для раставления акцентов в узоре. Эта цветовая схема особенно хороша для начинающих, так как всегда выглядит великолепно!

В этом примере дизайнер использовал один из разделенных комплементарных цветов как основной, а второй из его пары и противоположный в качестве акцента для составления узора для кокетки. Свитер выглядит свежо и не перегружен цветом.

Аналогичными называются цвета, находящиеся в тройке рядом расположенных лучиков. Так аналогичными цветами будут красно-фиолетовый, красный и красно-оранжевый или красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый. Отсчет тройки аналогичных цветов можно начинать с любого цвета.  Подытоживая, схемой аналогичных цветов будут любой цвет из лучика цветового круга и два рядом стоящих цвета. И здесь можно выбирать любые оттенки из этих лучиков.

В этом примере наглядно видно, как очень похожие цвета сочетаются между собой. Для того, чтобы вязать жаккард из таких цветов, обратите внимание, чтобы они были контрастными по степени светлоты (яркости). Если Вам не хватит этого контраста, то узор контраста просто потеряется. Если Вы сомневаетесь в правильности выбора цвета, то просто свяжите образец, сфотографируйте его и преобразуйте в любом редакторе в черно-белое изображение. Если узор будет ярко выражен, то Вы не ошиблись и можете смело вязать изделие выбранным узором в выбранной цветовой комбинации!

Схема триадной цветовой гармонии использует три цвета, равноудаленных друг от друга на цветовом круге.  Если соединить равноудаленные от центра точки в лучиках этих цветов, то получится равносторонний треугольник. Комбинации этих цветов получаются довольно яркие, даже если Вы используете ненасыщенные или блеклые тона из этой цветовой схемы. Поэтому триадные цвета в узорах должны быть тщательно сбалансированы, пусть один цвет доминирует, а два других используется в качестве акцента.

Byzantine Pullover by Tanis Lavalee

В этом примере мы видим, что в триадной цветовой схеме орнамента сине-зеленый цвет был выбран в качестве доминирующего, а желтый и лиловый цвета были выбраны для акцента на орнаменте. Чтобы свитер не был перегружен цветом, дизайнер поместил орнамент на нейтральный серый цвет.

Тетраидная гармония использует четыре цвета и состоит из двух комплементарных пар. Если соединить линией точки на этих лучах, то получится прямоугольник. Это очень богатая цветовая схема. Но надо быть осторожным при выборе такой схемы в работе, чтобы не перегрузить работу. Цвета из этой цветовой схемы трудно согласовать между собой в равной пропорции, поэтому лучше выбирать один доминирующий цвет, а остальные для его смягчения. Кроме того, Вы должны обратить внимание на баланс теплых и холодных тонов.

В этом примере Вы видите, что доминирует оранжевый цвет, хотя его использовано совсем немного. Остальные цвета уравновешивают его своей пропорцией. Кроме того мы видим здесь баланс теплых и холодных тонов: прохладный бледно-голубой и фиолетовый сбивают интенсивность теплого оранжевого и желтого цветов.

Монохромная гармония сочетает в себе все цвета из одного лучика цветового круга, это оттенки одного чистого спектрального цвета разной степени яркости (светлоты и темноты).  Это мягкая, сбалансированная цветовая схема, всегда дающая прекрасный результат, при использовании цветов любой степени контраста.

В этом примере использованы три монохромных оттенка.  Самое примечательное в том, что эту цветовую схему можно с легкостью использовать и не ошибиться при использовании разных текстур и толщины пряжи, различной пряжи по составу:  пушистые и гладкие виды пряжи, рыхлые и плотные вязки, использование люрекса для отделки. 

Итак, обобщим все вышесказанное. Мы рассмотрели шесть основных цветовых схем, которые представляют гармоничные сочетания.

1. Дополнительные, или комплементарные цвета — два цвета, расположенных друг напротив друга в цветовом круге. Довольно смелый выбор для сочетаний, нужно использовать в неравной пропорции или разбавленные оттенки.

2. Разделенная комплементарная гармония — три цвета, два цвета из которых  расположены рядом с противоположным цветом на цветовом круге. Более мягкое, чем комплементарная гармония, сочетание.

3. Цветовые схемы аналогичных цветов очень гармоничны и используют три рядом расположенных на цветовом круге тона.

4. Триадная цветовая схема образует треугольник равноудаленных цвета. Сочетания из этой  цветовой схемы, как правило,  яркие и драматичные.

5. Тетраидные цветовые схемы используют два набора дополнительных цветов. С этой цветовой схемой, может быть, трудно работать, но при правильном подходе получаются довольно богатые сочетания.

6. Наконец, монохромная гармония — мягкая и беспроигрышная, использует оттенки из одного луча цветового круга.

Мы рассмотрели основы цветовой теории, характеристики цвета и цветовые схемы гармоничных сочетаний. В следующей статье поговорим о, так называемых, нейтральных тонах, которые используются в дизайне одежды, и о том, как использовать цвета и нейтральные оттенки вместе в нескольких классических комбинациях. 

koshelkova.ru

Теория цвета. Гармоничные сочетания цветов.

Теперь мы знаем как образованы цвета, вторая наша цель — узнать о том, как цвета сочетаются друг с другом. Почему некоторые цветовые схемы работаю, а некоторые нет? Есть определенные методы, которые позволяют выбирать цвета так, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Для работы нам понадобится цветовой круг.

Первое гармоничное сочетание цветов монохромное (одноцветное). Выполняется оно на основе цвета и его оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Это самая простая комбинация цветов. Используется только один цвет в различных своих вариациях (оттенках). Например, оттенки синего: светло-синий, темно-синий, грязно-синий, выбеленный синий и т.д.

Почему эта схема работает? Монохромные сочетания цветов работают, потому что они просты и понятны. В этой схеме присутствует чувство единства, потому что все оттенки являются производными от одного цвета. В таком сочетании визуальный интерес может быть направлен к конкретному элементу за счет выбора более яркого и насыщенного оттенка. Взгляните на шесть образцов выше. Ваши глаза, блуждая по оттенкам синего цвета, неизменно возвращаются к образцу №2, так как он здесь самый яркий. Это прекрасный пример того, как выделить какой-то объект в однотонной цветовой гамме.

Используйте монохромную схему, когда вам хочется достигнуть чувства единства, сплоченности. Когда вам нужно объединить множество конкурирующих друг с другом деталей. Кроме того, эта схема полезна тем, кто только учится работать с цветом, так как она наиболее проста и понятна.

Второе гармоничное сочетание — это сочетание соседних цветов на цветовом круге. Такие цвета называют аналогичными или родственными. А цветовую схему называют аналоговой или гармоничной.

В аналоговой цветовой схеме используются несколько цветов, находящихся рядом на цветовом круге. Например: оранжевый/желто-оранжевый/желтый или желто-зеленый/зеленый/бирюзовый. Вы можете выбрать два, три или четыре цвета.

Почему эта схема работает? Аналогичные цвета переходят друг в друга постепенно и гармонично путем соединения близких вторичных и третичных цветов. Для нашего восприятия это имеет смысл. Родственные цвета образуют сочетания, которые знакомы нам с детства как сочетания цветов радуги. Мы знаем, что за красным следует оранжевый, а за зеленым — голубой, синий и фиолетовый. Кроме того, родственные цвета имеют в своем составе какой-то общий цвет. Например, у зеленого, желтого и оранжевого это желтый.

Используйте аналоговую схему тогда, когда вы хотите создать комбинацию из более чем одного цвета, но все еще стремитесь к чувству единства. Кроме того, если вы хотите создать модель классической гармонии. Используйте один наиболее яркий оттенок цвета, чтобы привлечь внимание к определенной части вашего образа.

Вариацией аналоговой схемы является расщепленно-аналоговая схема. В этой схеме по-прежнему используются несколько цветов, но цвета выбираются через один. Такая схема становится более динамичной и интересной.

Следующая цветовая схема называется контрастной. Ее образуют комплиментарные (дополняющие) цвета, т.е. цвета, находящиеся на цветовом круге прямо напротив друг друга. Использование таких цветовых сочетаний требует достаточного опыта, так как схемы получаются очень смелые и яркие. Примеры таких схем: красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый и т.д.

Почему такие схемы работают? Дополняющие цвета усиливают друг друга, проявляются во всей своей красе. Красный никогда не выглядит более красным, чем рядом с зеленым, и наоборот. Кроме того, в такой паре теплый цвет сочетается с холодным, что является естественным противоречием и интригующим фактором для нашего сознания. Наш разум бессознательно стремится к гармонии во всем, в том числе и в цветовых сочетаниях, поэтому, когда мы видим естественную напряженность между комплиментарными цветами, наш разум заставляет нас остановиться и посмотреть.

Используйте дополняющие цвета тогда, когда вы хотите добиться максимального контраста, желаете привлечь внимание к образу в целом. Изменение степени осветленности и (или) насыщенности одного из цветов пары, сделает такое сочетание более гармоничным, так как два ярких цвета в образе сочетать достаточно трудно.


Вариация на тему контрастной схемы — расщепленно-контрастная схема. В этой схеме мы выбираем не тот цвет, который расположен прямо напротив выбранного нами, а цвета, которые находятся рядом с ним по обе стороны. Таким образом вместо красный/зеленый мы выбираем схему: красный/желто-зеленый/сине-зеленый.

Эта схема еще более интересна для нашего мозга, чем простая контрастная схема. Цвета здесь не являются полной противоположностью, но близки к ней. Это создает достаточную напряженность, чтобы привлечь внимание нашего разума.

Рекомендации по использованию данной схемы такие же, как и по использованию предыдущей. Кроме того, вы можете применять расщепленно-контрастные цвета, если не хотите выглядеть банально, хотите добавить немного больше драмы или хотите просто поиграть с цветом.


Следующая схема, о которой я хочу вам рассказать, называется триада. В этой схеме используются три равноудаленных на цветовом круге цвета. Например: красный/желтый/синий или красно-фиолетовый/желто-оранжевый/сине-зеленый.

Психологически триада воспринимается как динамичная, но устойчивая схема, так как в ее основе цвета, которые находятся на равном друг от друга расстоянии. Мозг воспринимает подобную схему как сбалансированную.

Вы можете использовать равноудаленные цвета, чтобы создать более сложную, интригующую цветовую гамму.

Квадратическая схема использует четыре равноудаленных на цветовом круге цвета.

Схема похожа на триаду, но более сложная, так появляется еще один четвертый цвет. Подобное сочетание хорошо работает при одном усиленном цвете и трех приглушенных. Если вы только начинаете работать с цветом, эта схема для вас может оказаться слишком сложна.

Наконец, прямоугольная схема очень похожа на предыдущую, а точнее, просто ее вариация. Разница лишь в том, что в цветовой круг мы вписываем не квадрат, а прямоугольник. Схема тоже достаточно сложна, но интересна.

Вот и все. Надеюсь, что эти схемы помогут вам правильно и гармонично сочетать цвета. Желаю удачи!:)


Использованы материалы с сайта: http://www.brandigirlblog.com/

irena-svart-art.livejournal.com

Гармоничное сочетание цветов | Artstudi.ru Художественная студия

Важным условием для обучения грамотного художника является закрепление базовых правил и основ, на которых держится все изобразительное искусство. Основой такого предмета как живопись является понятие гармоничные сочетания цветов. Что это такое, как получается и используется, мы разберем в этой статье.

Ключевым для понятия гармония является определение, которое в сжатой форме полностью передает весь смысл. Существует много описаний, версий, известных еще из древнегреческих источников, начиная с V века до н.э., где Гармония описывалась как — согласование противоположных элементов, нечто цельное, образующиеся от сочетания разнородных сущностей. Не даром это понятие (до закрепления за ним слова «гармония») описывалось как concordia discors, что переводится с латинского как «разногласное согласие».

Сама возможность определять, является ли то или иное сочетание цветов гармоничным, появилась только после того, как система цветового круга прочно закрепилась в художественном образовании (о том, как это было, подробно написано в статье Цветовой круг Оствальда). Художники стали уверенно оперировать такими фразами как: контрастные сочетания, противоположные сочетания, триады цветов и т.д. Для того, чтобы разобраться с каждым понятием по отдельности, на помощь придет все тот же цветовой круг, на котором легко продемонстрировать и объяснить любое действие.

Существует несколько основных видов гармоничных сочетаний:

  • Монохромная (одноцветная) схема
  • Комплиментарная (контрастная) схема
  • Аналоговая (аналогичная) схема
  • Расщепленная-аналоговая схема
  • Расщепленная-контрастная схема
  • Триадическая (триады) схема

Каждая из этих схем представляет гармоничное сочетание, основанное, в первую очередь, на физическом и эмоциональном восприятии цвета нашими глазами. Разберем подробно каждую схему.

Монохромная схема.

Эта схема также называется одноцветной, образуется на основе одного цвета с добавлением в него черного и белого цвета. На цветовом круге такое сочетание помещается в пределах одного сектора.
Монохромное сочетание самое простое и понятное для визуального анализа. Используется только один базовый цвет, и на его основе создается множество других оттенков. Такая схема используется в живописи и композиции, когда необходимо выделить один объект на фоне других, но при этом сохранить цельное впечатление от работы, просто выполнив его чистым цветом (без добавления белил или черного). Чистый цвет, расположенный среди производных от него оттенков, сразу привлекает внимание, но, в целом, композиция смотрится собранной, а сочетание выглядит изысканно.

Комплиментарная схема.

Данную схему еще называют контрастной или дополняющей, так как в ней сочетаются полностью противоположные цвета. Основой для создания гармоничного сочетания является положение цветов в круге. Одно то, что в конструкции круга они расположены друг напротив друга, показывает, насколько они взаимосвязаны и уравновешены. Любое контрастное сочетание, взятое из круга, поражает тем, что цвета, в которых нет ничего общего, дополняют и подчеркивают друг друга. Рекомендуется оставить один цвет чистым, а другой немного пригасить, так как два сильных контрастных цвета вместе смотрятся резко. Если убавить интенсивность одного цвета, то в таком виде сочетание выглядит более естественным и приятным для глаз.

Аналоговая схема.

У этой схемы есть еще несколько названий – аналогичная и родственная. Такие названия она получила потому, что в ней используются соседние по положению в круге цвета. За основу берется любой цвет, и, к нему добавляются окружающие его цвета, таких цветов может быть несколько. Например, красный – основной, дополнительные: оранжевый, светло-оранжевый, желтый и розовый, с другой стороны.
Для создания гармоничного сочетания подбираются не просто соседние цвета, а цвета, которые плавно перетекают один в другой, то есть в каждом цвете присутствует частичка соседнего цвета. Такое сочетание работает, потому что оно хорошо нам знакомо и привычно: в цветах радуги, в раскладке цветных карандашей в упаковке. В аналоговой схеме можно создавать яркие доминанты используя один чистый цвет, например, синий, а в окружение к нему взять светло-синий, голубой, сине-фиолетовый – это будет гармоничная схема цветов с выраженным центром.

Расщеплено-аналоговая схема.

Усложненный вариант аналоговой схемы, здесь также используются близкие по положению в круге цвета, только для подбора гармоничного сочетания выбирается подходящая зона цветового круга, и из нее берутся цвета через один. Получаются более динамичные и интересные комбинации, за счет того, что нет промежуточного цвета, создаются оригинальные, нестандартные подборки.

Расщеплено-контрастная схема.

Данная схема является более сложным вариантом контрастной схемы. В отличии от контрастной схемы здесь подбираются цвета не прямым противопоставлением в круге. За основу берется один цвет, находится противоположный к нему, и берутся соседние с ним цвета. Получается не красный – зеленый как в контрастной схеме, а более живописное красный – сине-зеленый и желто-зеленый.
Это не является полной противоположностью, но по художественному восприятию очень близко к ней. Расщеплено-контрастная схема подходит для работы в декоративной технике, для создания тонких живописных рефлексов и эффекта глубины цвета. Одна из самых востребованных схем в живописи.

Триадическая схема.

Такую схему иногда называют просто цветовая триада, так как в ее состав входят три равноудаленных друг от друга цвета. Цветовой круг позволяет подобрать триады на любой вкус и под любую задачу. Сильной стороной такой схемы является ее устойчивость и гармония, так как соблюдается баланс удаления и в то же время относительного родства цветов. Для нашего глаза — это очень удобное и хорошее сочетание. Часто используется в ДПИ и монументальной живописи.

Мы кратко рассмотрели основные гармоничные сочетания цветов, которые напрямую используют художники. Информация о правильном подборе цветов накапливалась поколениями, в начале XX техника позволила научно доказать правильность выводов, построенных только на визуальной оценке. Каждое сочетание соответствует естественному положению цветов в природе. Уверенное владение художником навыками составления цветов значительно облегчает работу и творческую деятельность.

Уроки живописи в нашей студии проходят по такому же принципу, теория имеет свое воплощение на практике, ученики сразу могут закрепить полученную информацию на деле.

artstudi.ru

Гармония цвета таблица сочетания. Гармоничные цветовые сочетания

За основу последовательности цветов принято считать спектральное разделение. В спектре имеется семь цветовых зон, в действительности глаз различает огромное количество промежуточных оттенков, где каждый цвет переходит в другой плавно и постепенно. Цвета спектра располагаются в следующей последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Их делят на тёплые и холодные. К тёплым цветам относятся те, которые содержат в себе больше жёлтых или красных, а к холодным — больше синих оттенков. Рассматривая спектр можно заметить, что вправо по часовой стрелке от синего цвета расположены холодные цвета до середины фиолетовых тонов и тёплые — до середины зелёных тонов. Понятие о «теплоте» цвета относительно. Любой цвет по сравнению с ещё более тёплым может казаться холодным, и наоборот, любой холодный цвет рядом с ещё более холодным кажется тёплым (см. Приложение 1).

Для того чтобы создать хорошее цветовое сочетание, приятно воспринимающее глазом человека, необходимо знать, какие цвета с каким лучше сочетаются. Сочетание цветов может быть гармоничным или контрастным .

Гармония — это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония — это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующее органическое целое и вызывающее эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как:

Цветового тона;

Светлоты;

Насыщенности;

Размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахроматичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей или контраст. Виды контраста: по яркости (темное — светлое, черное — белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и в целом. В гамме — это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3 — 4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4 — 5 частей приглушенного;

1 часть хроматического — 3 — 4 части ахроматического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.

9) Организованность, порядок и рациональность.

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: оранжевый — зеленый, фиолетовый — голубой, пурпурный — оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:

Гармонично сочетаются оранжевый — синий, желтый — фиолетовый, красный — зеленый;

Бесхарактерное сопоставление: желтый — оранжевый, оранжевый — красный, красный — фиолетовый, фиолетовый — синий;

Негармоничное сочетание: желтый — зеленый, зеленый — синий.

Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия «декоративности». Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются красный, белый, черный .

Гармоничное взаимодействие цветов чаще всего проявляется в контрастных сочетаниях. Более насыщенный цвет усиливает вызывае

pedkolledj.ru

Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)

Здравствуйте уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу рассказать вам об основных правилах сочетания цветов в дизайне интерьера. Из сегодняшнего урока вы узнаете, какие цвета бывают в природе, как они образуются и как сочетаются между собой.

Очень многих начинающих заботит сочетание цветов, как правильно их сочетать, какой цвет лучше сочетается с другим цветом и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к теории цвета и познакомиться с правилами их образования. Однако начинающие дизайнеры очень не любят теорию, им подавай сразу готовые решения. Но чтобы действительно стать профессионалом в выборе цвета необходимо, всё-таки, знать теорию, а главное, постоянно применять её на практике.

Сегодня я расскажу вам основные правила в теории цвета, а вы сами решайте: пригодятся вам эти правила или нет в самостоятельном дизайне интерьера.

Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как «устроены». Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга, т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.

Из практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.

Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.

Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные: 

Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.

Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.

Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая «растяжка», то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.

Гармоничные сочетания цветов

Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада.

Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.

Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение

И последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. 

Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх, тем более что правило трёх цветов в интерьере нам чётко об этом говорит.

Итак, благодаря именно этим знаниям вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. На основе перечисленных выше правил вы сможете собрать для любой комнаты квартиры или дома палитру гармоничных друг другу цветов. Однако для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания. Но об этом немного ниже, а сейчас по порядку мы должны ещё познакомиться с хроматическими цветами.

Если вам уже удалось уяснить принцип сочетания хроматических цветов цветового круга, то у вас может возникнуть резонный вопрос: «А с какими цветами сочетается белый, серый, чёрный и, конечно же, наш любимый коричневый цвет?» Давайте разберёмся с ними, тоже, по порядку.

Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция

Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.

Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.

А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные («грязные») цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.

При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.

Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.

Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.

Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.

И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.

А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com. 

Похожие материалы:

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

Добавить комментарий

studyas.com

ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ

 

В 1922 году Анатолий Васильевич Луначарский говорил: «Существует взгляд, что какой-нибудь броский, цветистый ситец или платок есть мещанство. Но на самом деле орнаментация — это не мещанский принцип, а народный: искони народная одежда имела яркую окраску. А мещанин — это пуританин, это квакер-буржуа. Это он одел нас и почти все народы во все черное, серое, в те бесцветные, безрадостные костюмы, в которых вы все сидите.

А если бедности не будет, если мы займемся тем, чтобы жизнь рабочего и работницы, жизнь крестьянина и крестьянки стала более радостной, что мы будем тогда приветствовать: это проклятое серое или же «грубые» радостные краски? Конечно, «грубые» радостные краски, и наши лучшие художественные силы создадут тот радостный стиль, который, несомненно, будет преобладающим» [12, с, 282].

Эта задача, не потерявшая актуальности и в настоящее время, является одной из существенных сторон решения программы развития нашей промышленности, которая должна удовлетворять возрастающие с каждым годом материальные и духовные запросы советских людей.

Цвет — одно из самых сильных средств воздействия на чувства человека. Во все времена он был основным приемом художественного оформления тканей.

Благодаря жизненному опыту, историческому развитию, ассоциациям с окружающим миром и явлениями природы каждый народ имеет свои излюбленные цвета и цветовые сочетания, которыми пользуется в костюме и оформлении интерьера. Как правило, эти традиции настолько глубоки, что живут и в настоящее время, несмотря на коренные изменения обычаев, окружающей обстановки и форм деятельности людей.

Появление новых красителей, развитие способов нанесения рисунков на текстильные материалы, появление новых технологических обработок и отделок значительно обогащают эти традиции.

Цвета делятся на ахроматические и хроматические.

Ахроматические цвета — черный, серый, белый — отличаются друг от друга светлотой (см. рис. 20, а).

Хроматические цвета (их в спектре человеческий глаз различает около 150) характеризуются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью [4] (рис. 20, б).

Хроматические цвета видимого спектра — красные, красно-оранжевые, оранжевые, оранжево-желтые, желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые, голубые, синие, сине-фиолетовые и фиолетовые.

Красный цвет человек воспринимает, ощущая электромагнитные волны с колебаниями около 760 микрометров, фиолетовые — около 397 микрометров. Кроме того, от смешения фиолетового и красного получаются пурпурные цвета, которых в видимом спектре нет, но которые существуют в природе.

Цветовой тон — сходство цвета с тем или иным цветом спектра.

Светлота — степень отличия цвета от белого.

Насыщенность — степень отличия цвета от равного по светлоте серого. Наиболее насыщенные цвета — красные, зеленые и оранжевые, менее насыщенные — синие и желтые. У ахроматических цветов нулевая насыщенность.

Красящие пигменты никогда не достигают чистоты спектральных цветов.

Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте — более насыщенные.

Некоторые краски при разбеливании несколько меняют свой цветовой фон: краски теплых тонов холоднеют, кадмий лимонный и стронциановая желтая краска зеленеют, кадмий оранжевый краснеет, краски холодных цветовых тонов еще более холоднеют, зеленовато-голубая и изумрудно-зеленая — голубеют, краплак синеет и приобретает фиолетовый оттенок. Примеси черного сильно изменяют цветовой тон всех желтых и оранжевых, которые значительно зеленеют [13].

Исходя из цветового восприятия и психологического воздействия цвета на человека, можно сказать, что наиболее активными, возбуждающими цветами являются красный, оранжевый и желтый. При дневном освещении эти цвета, особенно красный «выступают вперед», они создают впечатление тепла, солнечности (их называют теплыми). Вечером красный цвет «отступает», как бы уходит от нас в глубину.

По исследованиям ученых, красные, оранжевые цвета возбуждают нервную систему, вызывают учащение дыхания и пульса, активизируют работу мускульной системы.

Синие и фиолетовые цвета оказывают тормозящее воздействие на нервную систему человека, вызывают замедление дыхания и пульса. Эти цвета условно называют холодными, так как они вызывают ощущение глубины, холода и т. д. Днем эти цвета отступают», а при вечернем освещении «выдвигаются на передний план». Наиболее спокойный из всех цветов — зеленый.

При электрическом освещении (когда используют лампы накаливания) вследствие его желтоватости красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют, светлота желто-зеленых цветов не меняется. Насыщенность красных цветов повышается, светло-желтые сближаются с белыми, голубые зеленеют, синие теряют насыщенность, а темно-синие чернеют.

При люминесцентном освещении усиливается насыщенность синих и фиолетовых, теплые красные цвета теряют свою насыщенность, желтые и зеленые становятся ‘холоднее.

С психологическим воздействием цвета связано его символическое значение, бытующее и в наши дни. Так, красный цвет -жизнерадостный, активный, торжественный, символ мужества и борьбы, цвет пролетарского знамени, белый — цвет чистоты, целомудрия, пурпурный — торжественный, черный — цвет печали, траура и т. д.

Главными, или основными, цветами спектра являются средние синий, желтый, красный и зеленый, т. е. цвета, которые невозможно получить путем смешения. Остальные цвета называют промежуточными.

 

 
 

 

Существует и другая классификация главных цветов — трехцветная, в которой как основные выделяются голубовато-синий, холодный красный и желтый цвета. В практической деятельности художника текстильного рисунка и колориста удобнее пользоваться четырехцветной классификацией главных цветов. В настоящее время I ею пользуются также в полиграфии.

 

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

 

Различают два вида смешения цветов: механическое (субтрактивное) и оптическое (аддитивное).

Механическое смешение достигается непосредственным смешением цветовых пигментов при крашении и печати (наложением одной печатной краски на другую), когда частицы красящего вещества механически перемешиваются друг с другом.

При механическом смешении синий и желтый цвета дают зеленый цвет слабой насыщенности.

Оптическое смешение достигается тем, что, попадая одновременно на сетчатку глаза, два (или более) цвета создают впечатление одного. Оптическое смешение цветов можно получить на вертушке (волчке) при быстром ее вращении.

Эффект оптического смешения можно наблюдать в ткачестве и трикотажном производстве при переплетении цветных нитей, в печатном рисунке, когда рядом располагаются небольшие формы и линии разных цветов.

При оптическом смешении все дополнительные цвета (т. е. цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга) дают нейтральный ахроматический (серый) цвет. Таким образом, смешение основного синего и основного желтого даст серый цвет, а не зеленый, как при механическом смешении, так же, как красный и зеленый, фиолетовый и желто-зеленый и т. п.

Все другие не дополнительные хроматические цвета образуют при оптическом смешении сложный промежуточный цвет. Нужно отметить, что некоторые результаты механического и оптического смешения совпадают.

 

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

 

Хроматические цвета спектра и недостающий пурпурный цвет можно расположить по окружности. Так образуется цветовой круг. На противоположных концах диаметров этого круга необходимо расположить дополнительные цвета (цвета, при оптическом смешении дающие ахроматический цвет) и прежде всего основные цвета: синий и желтый, красный и зеленый. При построении цветового круга промежуточные цвета должны быть расположены между основными и отвечать условиям равноступенности, плавности переходов от одного цвета к другому, находиться на противоположном конце диаметра круга относительно своего дополнительного цвета.

Впервые попытку систематизации цветов предпринял И. Ньютон. Его круг состоял из семи спектральных цветов. В дальнейшем ученые не раз предпринимали попытки построить равноступенный круг с правильным расположением дополнительных цветов на противоположных концах диаметра, но достичь этого трудно: одна из частей спектра получается неоправданно растянутой [4].

Наиболее близок к решению задачи цветовой круг В. Оствальда, много работавшего над систематизацией цветов. Он предложил расположить цвета не только в плоскости круга, но и в объемном цветовом теле, которое учитывает все три характеристики цвета. В практической деятельности художника и колориста удобен цветовой круг, состоящий из 24 цветов, расположенных с равными интервалами (рис. 22).

На каждый цветовой тон можно составить цветовой треугольник, который позволит проследить изменение цветового тона в зависимости от добавления к нему различного количества черного, белого и серого цветов. В таком треугольнике на одной из сторон располагается равноступенный ахроматический ряд, на другой — равноступенный ряд изменения светлоты цветового тона, на третьей — чистый ряд по насыщенности. Внутри треугольника находятся промежуточные цвета одного цветового тона.

Все цвета этого треугольника производят впечатление согласованности между собой, т. е. дают гармоничные цветовые сочетания.

При выборе нескольких цветов из одного цветового треугольника нужно следить за достаточным интервалом между светлотой выбранных цветов.

 

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. КОЛОРИТ

 

Цветовой гармонией называют согласованность цветов между собой в живописном или орнаментальном произведении [2].

Колорит — цветовой строй живописного или декоративного произведения искусства, общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении или система цветов, использованная для создания этого произведения [2].

Система цветов может быть лучше или хуже организована, но она присутствует в любом предмете, в котором использовано цветовое решение.

Когда в конкретной системе цветовых сочетаний возможны изменения и система не воспринимается целостно, можно сказать об отсутствии цветовой гармонии, согласованности цветов [14].

Как гармоничное воспринимается только такое сочетание цветов, которое соответствует нашему представлению об объекте и обогащает зрительную информацию о нем.

Художники и колористы, т. е. работники текстильного предприятия, полностью отвечающие за эстетическое качество выпускаемой продукции, должны знать приемы гармонизации цветов, использовать их закономерности в художественном оформлении текстильных изделий.

Одно из основных требований, предъявляемых к любому художественному произведению, в том числе и такому массовому, каким является промышленный текстиль,— это требование целостности композиционного, а следовательно, и колористического решения. Рисунок не должен распадаться на части, все его элементы должны восприниматься одновременно, ни один из цветов не должен спорить по цветовому тону или по площади с другими.

Любые не выраженные четко отношения между цветами или занимаемыми ими площадями ведут к невыразительности, дробности рисунка или к распадению цветовой гармонии. В подборе цветов должна улавливаться закономерность.

Ясную закономерность обеспечивает выбор цветов с равными интервалами цветового круга, у которых изменяется только одна характеристика: цветовой тон, светлота или насыщенность (сам круг выглядит гармоничным только в том случае, если интервалы между цветами подобраны правильно, а светлота и насыщенность цветов примерно равны).

Не представляет больших трудностей построение цветовой гармонии на основе одного хроматического цвета с изменением его светлоты и насыщенности (см. рис. 20,0; рис. 23). В группе нескольких различных по цветовому тону хроматических цветов этот выбор сделать труднее.

Как уже говорилось, в цветовом круге есть четыре цвета, которые являются основными, дополнительными друг к другу попарно (синий — желтый, красный, зеленый), образующими гармоничное цве-тосочетание. В цветовом круге они располагаются на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Известно, что любая пара дополнительных цветов, находящихся на противоположных концах диаметра, производит впечатление согласованности цветов.

Шестиугольник, квадрат, равносторонний и равнобедренный треугольник, вписанные в цветовой круг, обозначат своими вершинами цвета, которые в определенных пропорциях могут дать гармоничное сочетание. Это относится и к цветам, полученным от их смешения с белым и серым цветами.

Все гармоничные цветосочетания можно подразделить на четыре типа [4,5].

1. Однотоновая гармония цветов, в которой участвуют цвета, полученные от смешения одного из хроматических цветов с белым и серым. Выбор цветов производится по аналогии с ахроматическим равно-ступенным рядом. Это сочетание всегда спокойно и несколько однообразно. (см.рис. 23).

2. Гармония родственных отношений цветов, т. е. согласование цветов, находящихся в одной четверти круга между двумя соседними основными (например, от желтого до зеленого). В четверти цветового круга, по существу, смешиваются два основных цвета, находящихся под углом 90, все промежуточные цвета и эти два основных дают спокойное цветовое сочетание (рис.24).

3. Гармония родственно-контрастных цветов — это согласование цветов, находящихся в 1/2 цветового круга, заключенных между двумя дополнительными основными цветами. Здесь уже ощущается присутствие трех основных цветов. Например, в половине теплых цветов почти во всех цветах ощущается присутствие желтого. Чем ближе избранные цвета к основному зеленому и основному красному, тем более контрастными они становятся. Гармоничные пары цветов находятся на противоположных концах хорд, параллельных диаметру, соединяющему основные дополнительные цвета взятой половины цветового круга (рис.25).

4. Гармония контрастных и дополнительных цветов — наиболее сложный вид сочетаний. Дополнительные цвета в определенных пропорциях дают гармоничные сочетания, служат выбору третьего гармоничного цвета для любых двух других цветов. Этот цвет выбирают как дополнительный к промежуточному цвету, лежащему на меньшей дуге (рис. 26).

В любом более или менее сложном рисунке можно наблюдать несколько видов контрастов: одновременные хроматический, светлотный и пограничный, между теплыми и холодными и т. д.

Сильные хроматические контрасты вызывают ощущение беспокойства, они возбуждают, активизируют. Светлотные контрасты придают рисунку четкость, определенность. Ритмическая организация рисунка лучше всего прочитывается при достаточном светлотном контрасте по отношению к фону.

Контрасты по насыщенности цвета создают эффект свечения самого чистого цвета (если его насыщенность обратно пропорциональна занимаемой площади).

Одновременным контрастом называют воздействие одного цвета на другой, расположенный рядом, что явно наблюдается при целостном восприятии явлений природы. Это воздействие усиливается по мере приближения цветов к дополнительным или контрастным по светлоте. Так, серый цвет под воздействием черного приближается к белому, а под влиянием белого — к черному. Один и тот же цвет на красном фоне кажется более светлым, чем на желтом. Эти явления в значительной степени связаны с размерами площадей фона и рисунка. Хроматические цвета оказывают сильное действие на ахроматические. Серые формы на синем цвете желтеют, а на красном — зеленеют, т. е. любой хроматический цвет влияет на ахроматический в сторону дополнительного цвета. По краям, границам форм контраст проявляется более заметно, если границы имеют мягкое касание, при жестком касании форм к контрасту добавляется явление иррадиации цвета, т. е. его рассеивание, которое захватывает соседний цвет. В результате мелкие формы дополнительного к фону цвета «пропадают», обесцвечиваются.

Ахроматические цвета меньше взаимодействуют с хроматическими, поэтому легко входят в любую композицию при соблюдении необходимого контраста. Малый светлотный контраст дает неудовлетворительные результаты (желтый теряет выразительность на белом фоне, темный синий и зеленый — на черном).

Для создания целостности композиции текстильного рисунка важно обеспечить ее плоскостность. Поэтому при выполнении текстильного рисунка необходимо выровнять цвета, осветляя или утепляя «проваливающиеся» цвета и успокаивая цвета, выступающие вперед и создающие пространственную глубину.

 

КОЛОРИРОВАНИЕ РИСУНКА

 

Выбор цвета для колорирования текстильного рисунка должен удовлетворять определенным условиям.

1. Каждый цвет, использованный в рисунке, должен быть различаем [15].

2. От соседства каждый цвет должен выигрывать, становиться интереснее, обогащаться [15].

3. Цвета не должны спорить друг с другом по активности своего воздействияи по площади, т. е. рисунок должен оставлять впечатление целостности, единства.

4. Любое цветовое решение рисунка должно согласовываться с ассортиментной группой и назначением изделия, его сырьевым составом, структурой, фактурой и отделкой.

Например, одни и те же рисунки классического характера (горох, полоса, клетка) могут выполняться для разного ассортимента изделий. Для детских изделий и взрослой одежды эти рисунки должны иметь свое колористическое решение. Один и тот же цвет на бархате, крепдешине, льняной ткани, ситце будет производить разное впечатление.

Все волокна (шерсть, лен, хлопок, натуральный шелк, химические) имеют свой природный цвет. Рисунок, а следовательно, и его колорит должны это учитывать. Необходимо также учитывать возможности определенного класса красителей, используемых для данного ассортимента изделий. Такие заключительные отделки ткани, как лощение и тиснение, более заметны на одних цветах и пропадают на других.

Особенности колорирования текстильных изделий из натуральных волокон используют при оформлении текстильных изделий из химических волокон, по виду напоминающих натуральные.

5. Рисунки должны иметь свою колористическую идею, связанную с их художественным образом, свой принцип колорирования.

Разрабатывая авторскую колористику, колорист должен разобраться, по какому принципу расцвечивается рисунок, понять мысль художника, образный строй орнаментального решения, выявить те элементы композиции, благодаря которым складывается цветовая гармония, заложенная в рисунке.

При работе над колористическими вариантами нужно учитывать, что одни рисунки наиболее цельно смотрятся решенными по принципу нюансных отношений, при введении контрастных цветов они теряют свое единство, распадаются на части. Другие рисунки, наоборот, в родственных сближенных цветах теряют свою образность и новизну. Но есть такие рисунки, которые при разработке новой колористики получают свое второе рождение и в колористических вариантах более интересны и современны, чем в авторском предложении.

Бережное отношение колориста к оригиналу, представленному художником, должно сочетаться с творческим подходом к каждой работе, ведь колорист не технический исполнитель, а подлинный соавтор художника при воплощении рисунка в материале.

С развитием электронной техники стало возможно передать машине «проигрывание» колористических вариантов, определение состава красящих веществ в печатных красках. Однако в любом случае за колористом сохранится функция выбора принципа колорирования и оценки лучших образцов.

6. Подбор цветовых решений, площадей цвета, их соотношений должен учитывать характер поверхности текстильного полотна, на которое наносится рисунок.

Блестящие поверхности и матовые, плотные и разреженные, ворсовые и ажурные по-разному воспринимают и отражают цвет. На гладких поверхностях цвет может дробиться на мелкие штрихи и точки, на поверхностях с ткацкими эффектами требуются плоскостные не дробные рисунки. Когда трудно решить, соответствуют ли рисунок и полотно заданной структуре и фактуре (что часто случается при оформлении нового ассортимента), необходимо использовать пробные образцы.

Анализ отклоненных художественными советами рисунков на тканях показывает, что часть рисунков отклоняется из-за несоответствия характеру или назначению полотна, на которое они нанесены, или рисунки имеют негармоничные цветовые сочетания.

С помощью цветовых сочетаний можно — подчеркнуть или создать иллюзию облегченной структуры ткани, блестящей поверхности и т. д. Это особенно важно при работе с тканями из химических нитей, имитирующими натуральные.

7. Колорист должен руководствоваться гаммой модных цветов, которая ежегодно разрабатывается в нашей стране вместе с перспективным направлением развития ассортимента текстильных изделий на два года вперед.

Гамма модных цветов позволяет выделить основные остромодные 2—3 цвета и использовать их как ведущие в ансамблях одежды.

Общее цветовое решение должно объединять различные виды изделий, входящих в комплекты одежды: обувь, галантерейные изделия и т. п. Без единства цветового решения комплектов одежды, без соединения их с цветом головных уборов, обуви, сумок, перчаток не может быть и речи о создании ансамбля одежды. Единство цветового решения необходимо и при создании ансамбля интерьера, где текстильные изделия (драпировки, скатерти, мебельные ткани, напольные покрытия) играют немало важную роль.

Разработкой гаммы модных цветов руководит колористический отдел Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности.

Цвета выбирают на основе тенденций развития международной моды (особенно в странах членах СЭВ), а также возможностей отечественной химической промышленности.

Колористы, разрабатывающие гамму модных цветов, учитывают спрос населения, требования торгующих организаций и швейных предприятий.

Ежегодная смена модной гаммы цветов не вносит резких изменений в колористическое оформление текстильных изделий: уменьшается или увеличивается насыщенность цветов, меняются их светлотные отношения, преобладают контрастные или нюансные цветосочетания, а сами модные цвета меняются постепенно.

В каждой модной гамме можно обнаружить цвета, повторяющиеся из года в год. Это так называемые классические цвета: синий, красный, черный, серый, белый и «натуральные» — охристо-коричневые разной светлоты.

Карты цветов разрабатываются для каждой ассортиментной группы изделий. Более стабильна модная гамма цветов для мужской и детской одежды. В наибольшей степени изменяется гамма цветов для одежды молодежной группы.

Колорирование текстильных полотен во многом определяется их назначением: для массового, серийного или уникального ассортимента изделий.

Большая часть тканей, трикотажных полотен, используемая для массового производства швейных изделий, оформляется в классических цветовых сочетаниях, характерных для данной ассортиментной группы. К сожалению, часто тираж одного вида рисунка и колористики неоправданно велик, а повторяемость цвета в нескольких близких по типу рисунках вносит в промышленную коллекцию одежды однообразие и скуку. То же происходит и с текстильными изделиями для интерьера. Например, обилие скатертей одинакового желтого и оранжевого цвета делает их рисунки неотличимыми друг от друга на расстоянии.

Изделия серийного производства, особенно штучные (шарфы, головные и шейные платки и т. п.), должны колорироваться в модной цветовой гамме. Они являются быстро сменяемыми, небольшими по объему и недорогими деталями костюма, которые вполне могут нести в себе современный цветовой акцент и индивидуализировать костюм, собранный из изделий массового производства.

В последнее время художники вновь обратились к разработке рисунков купонного построения. Чаще всего купоны выполняют для блуз и юбок молодежного костюма. Эта группа изделий должна обязательно колорироваться в самой остромодной колористической гамме. Тираж каждой колористики должен быть небольшим, чтобы покупатель не встретил своего «двойника», ведь крой и форма изделия уже заложены в рисунок на ткани и разнообразить их кроме цветового решения больше нечем.

Довольно новый ассортимент — майки, футболки и блузы из трикотажного полотна, оформленные печатным рисунком. Эти изделия используются в детском и молодежном костюме в ансамбле с брюками, юбками и куртками из джинсовых тканей. При их колорировании нужно помнить о принадлежности этих изделий к спортивному стилю одежды, помнить, что печатный рисунок на них — символ, знак, акцент. Поэтому орнамент должен решаться на контрастных цветовых сочетаниях, лаконично и цельно.

Разрабатываемая гамма модных цветов учитывает и изменение цветов по сезонам. Для одежды весенне-летнего сезона рекомендуются более «легкие», насыщенные цвета, для осенне-зимнего — более сложные, мягкие, менее насыщенные цвета. Это нужно учитывать и при колорировании определенных артикулов тканей, так как большинство из них входит в определенную сезонную группу.

 

Методика работы и практические задания к теме

 

1. Выполнить равноступенные ряды 2 — 3 цвета (на 9 — 11 градаций) от белого до самого насыщенного. В середине шкалы должен находиться средний цвет, содержащий равное количество белого и темного серого.

2. Разработать рисунок полосатой ткани на 3 цвета (асимметричное или симметричное решение). Использовать в колористике различные варианты выбора цвета: а) полный светлотный контраст (белый, черный и средний серый), б) мягкие отношения в светлом диапазоне, в) мягкие отношения в темном диапазоне.

Проследить, как меняется рисунок в результате замены площадей темного на светлый и наоборот (площади цветов должны быть неодинаковы).

3. Выполнить равноступенные ряды 1-2 хроматических цветов, изменяя светлоту и насыщенность, т. е. добавляя в эти цвета серый цвет разной светлоты.

 

4. Разработать рисунок цветной полосатой ткани в 3 — 4 цвета на основе одного цветового тона с равными интервалами между цветами.

5. Выполнить равноступенный цветовой круг на 24 цвета, поместив по краям двух взаимно перпендикулярных диаметров основные цвета (синий, желтый, красный, зеленый), расположив между ними промежуточные, отстоящие друг от друга на одинаковом расстоянии.

6. На основе цветового круга выбрать двухцветные группы цветов: родственные, родственно-контрастные и контрастные, дополнительные (разместить эти цвета в несложных рисунках полос).

Площади цвета различные. Цвета должны быть объединены одной или двумя характеристиками: цветовым тоном, светлотой или насыщенностью.

7. По цветовому кругу выбрать сочетания для трехцветного полосатого или клетчатого рисунка (должны быть также отражены три основные группы цветосочетаний). Условие объединения характеристик цвета сохраняется.

Можно включить ахроматический цвет в цветовое сочетание с двумя хроматическими.

8. Выполнить колорирование предложенного фрагмента рисунка в заданном диапазоне (на родственных, родственно-контрастных и дополнительных отношениях).

Фрагмент должен содержать не менее 3 цветов, площади цветов должны быть пропорциональны. Желательно, чтобы учащийся знал, для какого ассортимента предназначен рисунок.

 

Глава 6

 




infopedia.su