Клаузура беседка – архитектор Антон Савельев

12. КЛАУЗУРА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности студентов. 

В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения,образного мышленияфантазиикомпозиционных способностейнавыковяркого отражения творческих замыслов в графике и макете. 

 Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. 

 В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название «шарабан». 

 

С подобным форматом работы мы уже неоднократно сталкивались, но до сих пор еще возникают вопросы на тему того, «а какой она должна быть?»

 

 

— Во-первых, образной.

Клаузура предполагает первичное, свежее восприятие темы. Первые эмоции самые сильные, поэтому первое представление о теме бывает наиболее верным, образным, ярким. Таким образом, клаузура в учебном проектировании ставит главную задачу образного решения поиска темы проекта.

 

— Во-вторых, информативной.

Клаузурный набросок должен содержать полную информацию, необходимую для развития образа. В состав клаузуры могут входить рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место обычно получает перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде.

Любое изображение должно быть снабжено необходимыми подписями. И это не только название (план второго этажа, фасад и т.д.), это еще и экспликации, выноски с указанием материалов, масштабы, короче говоря, все то, что позволяет получить наиболее полную информацию об объекте проектирования.

 

— В-третьих, грамотно поданной.

Безусловно, не у каждого студента, да и не у любого матерого дизайнера есть свой стиль работы, любимые приемы и узнаваемая манера подачи материалов. Но к этому нужно стремиться. И клаузура помогает выработать свой графический «почерк» лучше чем любые другие задания.

Необходимо только помнить, что исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

При оценивании клаузур учитывается абсолютно все: компоновка листа, размещение изображений на листе, их масштабность и т.д.

Качество изображений: их выразительность, контрастность, яркость (даже грамотность отрисовки перспективы) и еще многое другое.

Обязательное внимание обращается на шрифты. И это не только шрифт заголовка, но и все тексты, сопровождающие изображения.

При выполнении клаузуры обязательно использование цвета!

 

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.

В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты.

В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу.

 

Клаузурный метод.

Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов. Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

 

 

Программа на клаузуры.

Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4—8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

 

Клаузура на свободную тему.

На первых занятиях семестра для побуждения начале творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру по одной теме одновременно на III и IV курсах.

 

Клаузура по основной теме.

После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

 

Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры.

В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.

По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным друг с другом, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на IV курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

 

Зачетная клаузура.

 Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии.

 

Обсуждение клаузуры.

На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Это важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес.

 

Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.

примеры клаузуры

 

 

 

Как графическое упражнение для развития творческих способностей, концентрации внимания и организации своего рабочего времени.

Информационно-поздравительный объект во дворе государственного заведения..

Материалы и инструменты: белая, цветная и черная бумага формата А-3, акварель, цветные карандаши, черный фломастер, линер. Эскизирование: 2,3 эскиза.

«Гараж для вьюги» или «Домик Деда Мороза».

Материалы, инструменты: белая, цветная и черная бумага формата А-3, акварель, цветные карандаши, черный фломастер, линер, гуашь.

«Терем-теремок».

Материалы, инструменты: белая, цветная бумага формата А-3, пастель, цветные карандаши, фломастеры, линер, гуашь, кисти.

olymp.in

Мои миниатюрки из книги «Непрчастные» в журнале «КЛАУЗУРА»

 

Изобилие

Самолёты бороздят бескрайние просторы. Пароходы вздыбливают тяжёлые воды, переваливаясь с крутой волны на другую волну. Паровозы, мощно пыхтя, с трудом тянут безмерные составы.

За стёклами огромных витрин — ткани, одежда, обувь, в других — колбаса, масло, деликатесы.

Идём вместе — я и Сталин.

— Взгляните, Иосиф Виссарионович, как всего много, какое изобилие!

Он щурится на долю секунды и, пыхнув от души трубкой, спрашивает с лёгким акцентом:

— А где же люди?

— А людей нет… потому и изобилие.

Натурщики

Рабочий и колхозница очень поразились тому, что оказались рядом.

— Мне бы в колхоз, — попросилась селянка.

— Мне бы на смену, — сказал пролетарий.

— Держите крепче! — взвизгнула Мухина Вера Игнатьевна.

И они держали… кто серп, кто молот.

— У меня коровы — не доены, — чуть не ревела, как тёлка, колхозница.

— У меня болванка зажата в станке, — хрипел рабочий.

— Держите!

— Как у вас лица хорошо получились, товарищ скульптор, — сказали Мухиной на просмотре. — Твёрдый такой, рвущийся вперёд взгляд.

— В колхоз они рвались, — вздохнула Вера Игнатьевна, — да в цех. Ох, и намучилась я с ними. Остервенели они без работы.

                                                                     Дворник

 

Было утро. Казалось, что облака свалены в одну большую кучу, и никак не могут  разбежаться по миру. Светило солнце. Спокойно и радостно.

Повидавший виды смотритель поправил свои редкие золотистые волосы по крупной голове перед старым массивным зеркалом и, оставшись довольным произведённым осмотром, вышел во двор, мурлыча какую-то песенку. И его благодушное настроение сразу испортилось.

– Ты посмотри на себя, – вскричал он в праведном гневе, – опять ты чумазый хватаешь грязнущими лапищами чудесный товар. Хотя бы вымылся. Какую красоту ему доверяют, а он?

Огромный детина сидел, сгорбившись, на земле и валял что-то белоснежное своими узловатыми руками.

– За твои деяния тебя бы в ад надо отправить, а ты здесь прохлаждаешься. Непыльную работёнку себе отхватил. И за что тебя только хозяин и любит.

По лицу мастерового текла одинокая слеза. Он шмыгнул носом и вытер её тыльной стороной руки, продолжая упорно трудиться.

– Ну что? Не слышишь? Я к тебе обращаюсь! – начал по-новой заслуженный старец, глядя в массивную согбенную спину. – В немого играешь?

Герасим выпустил небольшое облако из рук. И оно поплыло по небу.

– Смотри! – вскричал мальчик, указывая в небо. – Вот то облачко похоже на собачку. Ну ту что дядя Герасим утопил. Гляди, ещё одна…

В небе плыли облака одно за другим, похожие на шустрых дворняжек. Они, казалось, играли с друг другом, резвились…

Герасим опять вспоминал Му-му.

 

 

Скорый поезд

Алексей проснулся в холодном поту и ясно понял, что мчится в поезде, который сейчас раздавит Анну Каренину. В чём был он выскочил в коридор и закричал проводнику:

— Остановите поезд! Там Анна!

Проводник только услужливо наклонился:

— Не понял.

— А чтоб тебя! — вскричал взволнованный человек и схватился за стоп-кран. Заскрипели тормоза. Всё качнулось. Они рухнули друг на друга с криком. В купе люди полетели с верхних полок. Стоны. Ругань.

— Что вы наделали! — вскричал служащий, поднимая фуражку и направляясь к стоп-крану. Алексей схватил его за ногу. Они повалились вновь, забарахтались. Проводник взмолился:

— Ну подумайте, сударь. Ну напились вы там, с кем не бывает. Нам ехать надо, — и попробовал встать.

Алексей рычал. Алексей бился. Из открывшихся дверей стали выходить пассажиры и пробовали разнять дерущихся. Началась толкотня. Офицер драгунского полка врезал Алексею, прижал:

— Сударь, меня мама ждёт. Не обессудьте.

И врезал ещё. Алексей брыкнулся в ответ. Ударил. Офицер отлетел. А дальше… Кто-то вернул кран в исходное положение и встал на его защиту, присоединились ещё двое. Решительные.

— Как вы не понимаете! Она же на рельсах, — чуть не зарыдал Алексей. Поезд дёрнулся, качнулся, звякнула сцепка, и состав начал набирать ход.

— А-а-а! — закричал взбешённый Алексей и бросился сквозь вагоны к паровозу.

— Держите его! Он сумасшедший! — завизжала толстая дама, толкая драгуна вперёд. Офицер побежал, за ним ещё трое. Началась погоня.

Алексей толкал встречных. Опрокидывал что-то. Захлопывал двери. Кто-то стрелял в него. Но он вырвался. Перелез через решётку, повалился в уголь и пополз к кочегарам.

— Вы что, барин? — удивился один, неуверенно утирая пот.

— В сторону! — закричал Алексей и бросился внутрь. Толкнул первого, ударил другого, отпихнул кочегара, навалившегося сзади. Рванул какую-то железку, другую. Его ударили — лопатой, потом ещё чем-то в голову. Он упал.

Когда он пришёл в себя, то увидел чистую палату и своего старого полкового друга.

— Что вы наделали, Лёша? Что натворили? — только и вздохнул тот.

Он схватил его за грудки:

— Скажите одно, она жива?

Его товарищ смутился, отвернулся. В руке его хрустнула тихо папироска. Он глянул в окно. Повернулся.

Алексей Вронский упал на подушку и взвыл:

— Я не успел!

maxpark.com

Клаузура

Подробности
Категория: Конспект лекций по дисциплине «Архитектурное проектирование»

 

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить его к интенсивной работе фантазии и вызвать продуктивное использование навыков при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел объекта в конкретной среде. Клаузура — особый вид творчества, близкий к импровизации на заданную тему, когда сочинение происходит непосредственно в процессе исполнения клаузуры, внезапно и неожиданно.

В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу. За одно занятие совершается сложный творчески-психологический процесс познания сущности программы в образном и эстетическом планах. Клаузура проходит успешно при состоянии готовности и предрасположении к творческой активности – вдохновении.

Клаузурный метод. Концентрация внимания студентов на творческом поиске самых общих идей и концептуальных замыслов формируется клаузурным методом.

Схема 7

Проведение клаузур как метод, систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов (схема 7). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы, приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

Программа на клаузуры. Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческие интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4 — 8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным.

Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начала творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру по одной теме, к примеру «Морской маяк», одновременно на III и IV курсах.

Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например на стыках цепочки подтем квартира – дом – группа домов.

По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным между собой, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе к просмотру стадии эскиза клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке

двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии. Качественный ее уровень учитывается при определении оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента. В МАрхИ успешно проводятся клаузуры в макетном исполнении.

Эксперимент исполнения клаузур в дополнительные часы. Нуждается в экспериментальной проверке проблема исполнения в дополнительные часы (вслед за проектными) клаузур на композиционные темы, в развитие аспектов проекта или в направлении углубления специализации. В МАрхИ композиционная двухнедельная клаузура на свободную тему параллельно с проектированием школы была успешно проведена на IV курсе. В соответствии с проектированием клуба на III курсе проведены три клаузурных задания: на проблему общения (1), по решению клуба в ансамбле поселкового центра (2) и конструктивному замыслу объекта в целом или его составляющих (3) зала, фойе, зимнего сада. Результаты клаузурного поиска конструкций вырисовывались затем в эскизный проект, разработка конструкций проводилась параллельно с исполнением интерьера и завершалась в дни инженерного сплошного проектирования.

Для теоретического обеспечения клаузурных разработок были привлечены кафедры истории градостроительства и советской архитектуры (короткие лекции при выдаче 1-й и 2-й клаузур) и кафедры архитектурных конструкций (клаузура 3). Опыт оказался также удачным. Возникла дилемма, что предпочесть, – клаузуры по темам, связанным с развитием отдельных аспектов проекта, непосредственно либо опосредованно (например, при проектировании среднеэтажного жилого дома исполнение клаузуры на тему «решение крыш на группе домов»), или исполнение свободных клаузур по широкому спектру композиционных тем, или исполнение клаузур в виде практических работ по специализации. Эксперимент показал – в зависимости от творческого развития студентов конкретной группы следует за руководителем оставить право предпочесть тот или иной характер клаузурного проектирования, однако с представлением клаузур к просмотру основного проекта,

Клаузурное построение учебного процесса. Расчленение процесса на ступени позволяет с целью достижения максимальной самостоятельности и активности работы в аудитории провести эксперимент по преобразованию учебного процесса в непрерывную цепочку клаузур – когда каждую операцию вся группа исполняет в течение одного занятия.

Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Этот важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому, студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес. Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.

Самостоятельный клаузурный проект. Проверке роста творческой мобильности служит развитие клаузурного метода в форме исполнения самостоятельного короткого поискового проекта. Клаузурный самостоятельный проект должен быть собственно конкурсом идей, отсюда максимальная обобщенность темы, ориентация на ее домысливание и отстраненную интерпретацию. Концептуальный проект исполняется в течение пяти дней как взаимосвязанная цепочка клаузур, сдаваемых ежедневно к концу занятий.

Такое расчленение творческого процесса имеет свои недостатки, однако обеспечивает самостоятельность деятельности.

В первый день исполняются кроки и наброски поиска ведущей идеи проекта и замысла градостроительного решения; во второй день – вариантное эскизирование архитектуры и планировки, исполнение чернового макета объекта; в третий день – исполнение проекта на подрамнике в карандаше; в четвертый день – графическое исполнение

проекта; в пятый день – выставка, обсуждение студентами и педагогами проектов, оценка. Качественные результаты контрольного самостоятельного проекта учитываются при выведении оценки за семестр.

 

 

cities-blago.ru

Клаузура. Что это за зверь?

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности студентов. 

В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. 

 Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. 

 В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название «шарабан». 

С подобным форматом работы мы уже неоднократно сталкивались, но до сих пор еще возникают вопросы на тему того, «а какой она должна быть?»

— Во-первых, образной.

Клаузура предполагает первичное, свежее восприятие темы. Первые эмоции самые сильные, поэтому первое представление о теме бывает наиболее верным, образным, ярким. Таким образом, клаузура в учебном проектировании ставит главную задачу образного решения поиска темы проекта.

— Во-вторых, информативной.

Клаузурный набросок должен содержать полную информацию, необходимую для развития образа. В состав клаузуры могут входить рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место обычно получает перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде.

Любое изображение должно быть снабжено необходимыми подписями. И это не только название (план второго этажа, фасад и т.д.), это еще и экспликации, выноски с указанием материалов, масштабы, короче говоря, все то, что позволяет получить наиболее полную информацию об объекте проектирования.

— В-третьих, грамотно поданной.

Безусловно, не у каждого студента, да и не у любого матерого дизайнера есть свой стиль работы, любимые приемы и узнаваемая манера подачи материалов. Но к этому нужно стремиться. И клаузура помогает выработать свой графический «почерк» лучше чем любые другие задания.

Необходимо только помнить, что исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

При оценивании клаузур учитывается абсолютно все: компоновка листа, размещение изображений на листе, их масштабность и т.д.

Качество изображений: их выразительность, контрастность, яркость (даже грамотность отрисовки перспективы) и еще многое другое.

Обязательное внимание обращается на шрифты. И это не только шрифт заголовка, но и все тексты, сопровождающие изображения.

При выполнении клаузуры обязательно использование цвета!

В сети я нашла несколько вариантов выполнения клаузур студентами-архитекторами и дизайнерами. Они, разумеется, не идеальны, но общие закономерности или ошибки в них можно хорошо увидеть.

Несколько советов по работе над клаузурой. Особенности исполнения клаузуры требуют соблюдения целого ряда правил, как всеобщих для всех разновидностей клаузуры, так и специфичных для отдельных видов клаузурных упражнений. 

При исполнении клаузуры советую:

— технику графического исполнения клаузуры избирать в зависимости от целей клаузуры, времени ее исполнения и формата бумаги. Чем меньше времени отпущено на работу, тем проще и эффективнее должны быть технические приемы графики:

для исполнения короткой 2-часовой клаузуры использовать «сухую» технику — уголь, пастель, толстый грифель, сангину, такую «мокрую технику», как фломастеры с толстым фетром или, если это возможно, коллаж из цветной бумаги с тыльной клеящей стороной. Можно работать на любой бумаге, но для пастели, угля, сангины особенно хороша карандашная калька;

 для исполнения 4-часовой клаузуры кроме уже перечисленных материалов, использовать тушь, акварельные краски, гуашь (ограниченно). Возможна смешанная техника — уголь с акварелью, сангина с тушью, фломастер и акварельные, гуашевые краски. Помнить, что любая «мокрая» техника (кроме применения фломастера) требует подготовки и больших затрат времени, чем «сухая» техника;

 для исполнения 6-часовых клаузур можно применять покраску в довольно трудоемкой технике тушевой отмывки, гуашевой и темперной покраски;

 помнить, что для исполнения линий в клаузурном чертеже или рисунке целесообразно использовать толстый грифель, стержни из прессованного угля и сангины, фломастер. Для клаузурной графики в покраске использовать: для работы с тушью и акварелью — кисти беличьи и колонковые, крупные № 12, 16, 20, 24; для работы с гуашью и темперой кисти колонковые или щетинные круглые и плоские . № 12, 16, 20, 24. Бумага может быть использована любая.

— методику работы над клаузурой согласовать со временем ее исполнения. Помнить, что на эскизирование целесообразно тратить не более 25-30% всего лимита времени, отпущенного на исполнение клаузуры. Остальное время целесообразно использовать для технического исполнения графической композиции: так, в работе над 2-часовой клаузурой на эскиз тратить не более 30 мин, а за остальные 1,5 ч закончить работу; соответственно в 4-часовой клаузуре на эскиз не более 1 ч, а на работу 3 ч; в 6-часовой клаузуре на эскиз не более 1,5 ч, а на работу 4,5 ч, и т.д.

 В исполнении клаузуры не советую:

— тратить большую часть времени на эскизирование, что полностью исключает качественное исполнение клаузуры;

— применять обычные приемы рисунка и черчения с использованием грифеля. Такая работа всегда будет анемичной и вялой;

— в покраске фломастерами, тушью, акварелью, гуашью и темперой использовать тонкие кисти, фломастеры с тонкими фетрами. В этих условиях невозможно сделать качественную покраску, покрыть цветом большую поверхность бумаги.

Не забывайте, что скверно выполненная клаузура – это не просто плохая оценка. Это даром потраченное, украденное у проекта время.

kindergarted.blogspot.com

диплом: Клаузура

Что такое клаузура, толком не знала и имела смутное представление, о том что это такое, какие задачи в себе несёт и как должно выглядеть….Задалась целью выяснить больше и отправилась на поиски истины в интернет…

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы.
Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по итальянски «klouso») и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название «шарабан». Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия.
После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде «клау-зуры» — графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей.
Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись «клаузурные» упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.


Подборка понравившихся мне клаузур в разных техниках:







Полезные статьи о клаузурах, методах работы и поиска идей, развитии творчества и воображения и т.п.:

Чьи-то дипломные разработки на разных стадиях:

И больше всего впечатлил материал по этой ссылке(обязательно изучить):

И ещё вот это:

inna-kadomceva.blogspot.com

12 идей для обустройства беседки

Наверх Перепланировки
  • Каталог домов
С чего начать ремонт О проекте Реклама Контакты Facebook Vkontakte Odnoklassniki Instagram Дизайн и декор
  • Квартира
  • Спальня
  • Кухня
  • Столовая
  • Гостиная
  • Ванная комната, санузел
  • Прихожая
  • Детская
  • Мансарда
  • Маленькие комнаты
  • Рабочее место
  • Гардеробная
  • Библиотека
  • Декорирование
  • Мебель
  • Аксессуары
  • Загородный дом
  • Ландшафт
  • Системы хранения
  • Коридор
  • Уборка
Строительство и ремонт
  • Фундамент
  • Кровля
  • Стены
  • Окна
  • Двери и перегородки
  • Потолок
  • Балконы и лоджии
  • Внутренние конструкции
  • Пол
  • Водоснабжение и канализация
  • Отопление
  • Вентиляция и кондиционирование
  • Газо- и энергоснабжение
  • Освещение
  • Сантехническое оборудование
  • Безопасность и домашняя автоматика
  • Бани, сауны, бассейны
  • Строительные материалы
  • Отделочные материалы
  • Инструменты
  • Техника
  • Законы и финансы

www.ivd.ru

Какие бывают беседки? Выбираем беседку и место для нее

Какие бывают беседки?

Почему так много людей мечтает о собственном доме? Преимуществ у этого варианта много: и тишина, и безопасность, и свобода в выборе размеров и планировки дома. Многих в таком варианте более всего прельщает наличие уютного дворика, а еще лучше — цветущего сада. Возможность много времени проводить на свежем воздухе, завтракать или ужинать в тени деревьев и устраивать шумные праздники под открытым небом дорогого стоит.

Если одной из причин покупки или строительства собственного дома стало желание проводить много времени на свежем воздухе, обязательно стоит подумать о возведении беседки. Беседка придаст вашему саду или дворику завершенный вид и подарит возможность наслаждаться отдыхом на свежем воздухе с приятным комфортом.

Прекрасно защищая от палящего солнца или непогоды, беседка является идеальным местом как для одинокого отдыха, так и для семейных застолий и приема гостей. К тому же садовая беседка — это чрезвычайно выразительный элемент дизайна. Это легкое строение просто создано для украшения территории. Если правильно выбрать беседку, она принесет вам много приятных минут.

Беседка — это легкое и, как правило, открытое садово-парковое сооружение, внутри которого обычно находятся скамейки и, возможно, столик. Сооружение это создается для отдыха, приятного времяпрепровождения и беседы. Беседки родом из теплых мест (Италия, Франция). Изначально они создавались для того, чтобы обеспечить дамам, вышедшим подышать свежим воздухом, защиту от палящего солнца: белизна фарфоровой кожи высоко ценилась тогда. В нашем климате в беседке не меньше необходимости, ведь она защищает не только от солнца, но и от дождя. А если беседка достаточно закрытая, то отдыхать в ней можно даже в холода.

Поговорим о том, какую беседку выбрать для территории своего дома и где ее поставить.

Место для беседки

Где расположить беседку? Обычно беседки размещают либо непосредственно вблизи дома, либо в глубине сада. В первом случае в беседке проводят, как правило, очень много времени, устраивая там семейные ужины и принимая в теплое время гостей. Также придомовая беседка может выполнять функцию игрового домика для детей.

Садовая беседка — место более романтичное, уединенное. Вокруг — деревья, кусты, цветы. Шум листьев, пение птиц и благоухание цветов создают особую атмосферу. В такой беседке можно принимать гостей в теплые деньки, устраивать свидания или бывать наедине с собой.

Если сад классический, правильной формы, беседка в нем устанавливается по центру. К ней ведет одна или несколько равноудаленных дорожек. Беседка становится центром, из которого можно любоваться всем садом. Такой вариант расположения особенно удачен, если сад — гордость хозяев. Гости, приглашенные в беседку на чай, смогут оценить его красоту в полной мере.

Если сад выполнен в ином стиле, беседку можно расположить в любом месте. Решите сами, какой вариант вам больше подойдет:

  • в центре, чтобы любоваться садом;
  • в самом укромном месте, чтобы беседка оставалась скрытой от чужих глаз;
  • поближе к дому.

Если же ваш выбор — беседка в восточном стиле (пагода), то расположить ее лучше или возле водоема, если таковой есть на участке, или на возвышении. Рядом с беседкой-пагодой можно организовать совсем не большой, чисто символический искусственный водоем.

Сейчас очень популярны беседки-шашлычницы и беседки-барбекюшницы. Если вы хотите такую беседку с мангалом, место для нее выбирать нужно более осмотрительно. Во-первых, очень желательно подвести к беседке воду, а значит, нужно расположить сооружение так, чтобы сделать это было удобно. Во-вторых, слишком близко к дому такую беседку не ставят из-за дыма и запахов. В-третьих, от любых построек и деревьев беседка с мангалом должна находиться на расстоянии от 5 метров.

Какую беседку выбрать: стили и модели беседок

Основные типы беседок — это павильон и пергола. Павильонами называют закрытые или полузакрытые беседки с надежной крышей. Они способны защитить не только от палящего солнца и дождя, но и от ветра. У павильонов несколько стенок и проем для прохода.

Пергола — это открытая беседка, часто в форме арки. Она может представлять собой просто скамейку под навесом (кстати, на итальянском слово «pergola» как раз и означает «навес»). Это может быть и скамейка-качели, защищенная навесом, или беседка из двух-трех стен-трельяжей, густо поросшая вьющимися растениями. Крыша перголы может лишь частично защищать от солнца и осадков.

Какой вариант выбрать?

Принимайте решение в зависимости от того, зачем вам нужна беседка. Если вы любите посидеть в саду с книгой или принять на свежем воздухе пару гостей, то хватит и вместительной перголы. Если же вы устраиваете прогулки по своему саду и осенью, и зимой, то лучше построить более закрытую беседку-повильон.

Открытые или закрытые?

Беседка «павильон» может быть совсем закрытой — например, возведенной из дерева по локоть, а выше — застекленной. Это скорее даже не беседка, а милый летний домик. В такой беседке не замерзнешь, но летом проводить в ней много времени вряд ли захочется: ни свежего воздуха, ни запаха цветущих растений.

Но есть компромиссное решение — съемные панели, экраны и т.п. Осенью — закрыли, к лету сняли.

Набирают популярность беседки с гидромассажными или обычными большими ваннами (мини-бассейнами). Подобные конструкции называют еще СПА-беседками.

К такой беседке, конечно же, необходимо подвести воду и слив. Саму беседку можно сделать как открытой, так и закрытой. В случае, если беседка открытая, ванну встраивают в своего рода подиум и предусматривают возможность полностью закрыть эту конструкцию (например, своеобразным люком, брезентом), чтобы купель не пострадала в период холодов.

Беседку с ванной или мини-бассейном предпочтительнее все же сделать закрытой, а именно — остекленной. Летом окна можно открыть нараспашку, а зимой — «замуроваться», набрать в ванну горячую воду и любоваться сквозь прозрачные стены снежными сугробами.

Что касается беседок-шашлычниц и барбекюшниц, то далеко не всегда целесообразно возведение такой конструкции в закрытом варианте. Лучше, если это будет не традиционный павильон, а веранда — открытая с одной или нескольких сторон площадка под навесом. Эту площадку можно сделать достаточно большой, с мангалом, небольшим кухонным гарнитуром, барной стойкой, обеденным столом. А если места предостаточно, то и летнюю ванну-джакузи можно разместить здесь же. Получится этакая развлекательная площадка.

Если же вас прельщает именно классическая беседка, то рядом с ней можно построить простую шашлычницу. Строят отдельно стоящие шашлычницы и без дымоходов. Чем хорошо такое решение, так это возможностью возвести стационарную шашлычницу своими силами. А вот закрытую беседку с шашлычницей или веранду с печью необходимо заказывать профессиональным печникам. И, кстати, стоящая неподалеку от беседки стационарная шашлычница в форме, например, деревенской печи становится еще одним украшением участка.

Форма беседки

Форма может быть какой угодно: четырехугольной, многоугольной, круглой или даже треугольной. Особое значение имеет крыша беседки — именно она выделяется более всего среди садовых зарослей, а значит, украшает придомовую территорию и задает стиль. Крыша может быть четырехскатной, конической, шатровой, изогнутой как у пагоды, двухъярусной (восточный стиль).

Стиль беседки и материал

Есть дизайнерское правило: если беседка стоит близко к дому, ее стиль должен соответствовать стилю дома или дополнять его.

Если беседка располагается глубоко в саду, она может быть выполнена в совершенно любом стиле. Чаще всего беседки делают из дерева — смотрятся они в саду наиболее гармонично (экологично и уютно). Деревянная беседка по стилю может напоминать русскую избу, украинскую хату, финский домик, пагоду. Очень нарядно смотрятся деревянные беседки со стенками-трельяжами.

Беседки из металла делаются, как правило, открытыми. Кованые беседки — ажурные и очень трогательные, они необычайно красивы. Покрывают их порошковыми красками, так что цвет может быть любой — например, под цвет крыши дома или ворот. Ажурные кованые беседки в принципе подходят для любых садов и участков.

Классические беседки могут быть сделаны из камня (или облицованы камнем) и бетона. Они, конечно, выглядят монументально. Подходят лишь в том случае, если дом и сад соответствуют. Для вдохновения можно посмотреть старинные беседки: греческие, римские, эпохи Возрождения.

Иногда делают беседки из кирпича. Но это скорее перголы, то есть конструкции только из одной-двух стенок. Павильоны из нескольких кирпичных стенок будут смотреться слишком тяжело и громоздко, нарушая легкую, цветущую атмосферу сада.

Популярны беседки в восточном стиле. Понятие это, конечно, очень широкое. К таким, например, относят пагоды и павильоны с двухъярусными крышами, отсылающими к архитектуре азиатских государств.

Очень по-восточному смотрятся и совсем открытые беседки по типу тентов, представляющие собой «помост» под крышей на четырех опорах. Вместо стен и остекления используются тканевые драпировки. Такая беседка в восточном стиле имеет черты арабского шатра и напоминает чайхану.

Если хочется большей закрытости «арабской» беседки, можно возвести стены, украсив их арабесками, витражами, решетками, подковообразными арочными проемами.

Чтобы сэкономить, можно купить для своего сада недорогую пластиковую беседку-павильон. Конечно, она не особо украсит участок, но функцию свою выполнит, то есть защитит от солнца и дождя, сделав более комфортными застолья на свежем воздухе.

Размер беседки

Хорошенько подумайте, скольких людей должна будет вмещать ваша беседка. Ориентируйтесь также на размеры самого сада и его свободных мест. Чем меньше сад, тем изящней и легче должна быть конструкция выбранной беседки, чтобы она не подавляла собой остальные объекты сада.

Обычно площадь стандартных беседок начинается от 5 и заканчивается около 20 кв.м. Если у вас большая семья и вы планируете собираться в беседке для совместного отдыха, учитывайте площадь стола и необходимое количество стульев. Немного сэкономить пространство помогут скамейки по периметру или окружности беседки.

Считается, что беседка для одного или для семьи может быть не больше 180-240 см в поперечнике — в принципе этого должно хватить, но при желании можно поставить более просторную конструкцию. Если же это будет не просто беседка, а скорее выходная развлекательная площадка, то пространства понадобится значительно больше — не меньше 4 метров в диаметре.

В статье использованы изображения фотобанков Depositphotos.com и Lori.ru

Читайте ещё:

Фахверк: снаружи и внутри

Уединенные загородные дома

Стиль шале

Как строят дома в Америке

www.domfront.ru