Контрастные цветовые сочетания – Сочетания цветов

Содержание

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем

6 цветов третичного порядка.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Контрастная триада

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Квадратная схема

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Шестиугольная схема

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Вариации цветовых сочетаний:

Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!

Желаю вам радужного творчества!

www.livemaster.ru

Сочетание цветов в интерьере – контрасты и монохромность

Цвет – понятие субъективное, воспринимаемый человеческим глазом, как поток световых волн. Белый свет, состоящий из семи радужных цветов, отражает световые волны. Следовательно, черный поглощает весь цветовой спектр.

Давно установлено, что каждый оттенок спектра имеет психологическое воздействие на организм. Это свойство применяется в цветотерапии. В зависимости от цветовой гаммы окружающего пространства, меняется настроение человека.

Правила выбора цвета

Дизайнеры давно работают с цветовым фоном, подбирая определенное сочетание цветов в интерьере на душевное равновесие. У художников-оформителей существует ряд правил по выбору цветовой гаммы для жилого пространства:

  1. Для наполнения уютом просторной комнаты, формируют интерьер в теплых оттенках цветовой палитры.
  2. Для расширения пространства небольших по объему комнат, выбирают холодные оттенки светлой оттеночной гаммы для интерьера.
  3. Дизайн кухни проводят в тонах, повышающих аппетит, а в некоторых случаях и наоборот.
  4. В спальную комнату цвет отделки подбирают индивидуально, в зависимости от характера, возраста, запросов клиента, но с таким расчетом, чтобы человек мог отдохнуть полноценно.
  5. Для молодых, полных энергии людей только спальню оформляют в насыщенных оттенках романтического стиля, а в остальных комнатах можно придерживаться современной стилевой направленности и спокойных тонов.

Выбор цветовой гаммы интерьера зависит от множественных факторов, каждый из которых необходимо взять на учет, не упуская незначительных деталей, чтобы жилище было наполнено радостью и располагало к положительным эмоциям.

Сочетания цветов и круг Иттена

Для упрощения зрительного восприятия радужного спектра и легкого подбора цветовых сочетаний, в 30-х годах прошлого века художником Иоханнесом Иттеном, преподавателем швейцарской художественной школы, был предложен макет спектрального расположения видимого света в виде круга. С тех пор цветовой круг Иттена дизайнеры и декораторы используют при выборе цветовых сочетаний и получения оттеночных гамм для оформления интерьера.

Условно круг разделен на 12 сегментов, и состоит из трех основных – синего, красного и желтого и девяти производных тонов. В дизайне существует всего четыре закона цветовых сочетаний:

  1. Закон комплиментарности. Дополнительными тонами, расположенными друг против друга, создают контрастные, но гармоничные сочетания, например, синего с оранжевым.
  2. Закон классических триад. Тона, располагающиеся по кругу на равном удалении друг от друга в форме равнобедренного треугольника, позволяют получать смелые и элегантные сочетания цвета в интерьере, например, зеленого, оранжевого и фиолетового.
  3. Закон аналоговых триад. В формировании обстановки в спокойных тонах без цветовых излишеств, используют три, находящихся по соседству цвета. Например, сочетания желто-зеленого с желтым и желто-оранжевым колером.
  4. Закон контрастных триад. В основу заложен принцип комплиментарности. Но в этом случае используется колер не с противоположной стороны, а расположенные слева и справа, например, соседствующие с оранжевым – сине-фиолетовый и сине-зеленый.

Цветовой спектр делится на холодные тона фиолетового, голубовато-фиолетового, голубого, синего, зеленовато-голубоватого, зеленого и желтовато-зеленого. А также теплого спектра желтых, оранжево-желтых, красных и фиолетово-красных тонов.

 Сила контраста

Колера, удаленные друг от друга в диаметрально-противоположном направлении, составляют парные контрастные цвета:

  • зеленого с красным;
  • фиолетового с желтым;
  • оранжевого с синим.

Полный контраст в интерьере – бело-черное сочетание. Это лаконичная, жесткая, но в то же время самая гармоничная комбинация ахроматических тонов. Черно-белый контраст идеально гармонирует со всем хроматическим спектром оттенков.

Контрасты используют аккуратно. Но их приглушенным оттенкам свойственно давать красивые сочетания при условии, что один из тонов превалирует в дизайне интерьера. Сочетания контрастов используют в оформлении коридоров, столовых, кухнях, игровых.

Гармония родственных колеров

Находящиеся в тесном соседстве тона, считаются родственными, поскольку схожи по характеристикам. Красный с оранжевым и желтым, или зеленый с синим и желтым. Родственные оттенки гармонируют с основным тоном, а также с соседствующими дополнительными тонами в присутствии колера третьего порядка. В результате такого гармоничные цвета участвуют в формировании шести групп:

  • желто-оранжевой;
  • оранжево-красной;
  • красно-фиолетовой;
  • фиолетово-синей;
  • сине-зеленой;
  • зелено-желтой.

На примере интерьера спальной комнаты продемонстрированы наиболее удачные цветовые сочетания в декоративной отделке:

Спальня

В формировании дизайна интерьера спальни, главным правилом декоратора должно быть не применение более семи оттенков, учитывая цвет потолка, пола, меблировки и постельного белья. Чем больше использовано оттенков в комнате, тем ниже уровень их насыщенности. Наиболее удачное сочетание цветов для спальни – использование монохроматических оттенков одного тона.

Гамму гармоничных оттенков для спальной комнаты подбирают из тонов, лежащих с одной стороны спектрального круга – розового с фиолетовым, сиреневого с серым, бежевого с бирюзовым, оранжевого с коричневым.

Непревзойденно в спальне смотрится классическая триада, полученная путем сочетания белого, черного и голубого оттенка.

Кухня

Существует много правил по колористическому оформлению интерьера кухонного пространства. Они касаются как монохромности, так и многоцветности дизайна. Также правила разработаны для просторных и маленьких пространств, а так же в каких случаях применяется сочетание цветов в кухне темного или светлого колера. При каких факторах используют пастельные тона, а в каких густые насыщенные оттенки.

Из основных базовых правил, следует отметить три пункта, подлежащих безоговорочному исполнению:

  1. Создают интерьер кухонного пространства, как в монохромном, так и в многоцветном исполнении. Причем во всем разнообразии цветовой гаммы разноцветной кухни должен превалировать, только один цвет – основной.
  2. В дизайне маленьких кухонь лучше использовать пастельную цветовую гамму, разбавленную немногочисленным ярким декором.
  3. Темный интерьер просторных кухонь должен быть разбавлен контрастными декоративными элементами, а фасады мебельного гарнитура – в двухцветном исполнении.

Для подъема аппетита в кухне лучшим цветовым сочетанием считается теплая гамма оттенков – оранжевого, травяного, яичного, ярко-зеленого, желтого. Для тех, кто придерживается диет похудения, лучше оформлять кухонное пространство в бело-голубой гамме, поскольку холодные тона способствуют существенному снижению аппетита.

Цветовая палитра санузла

Ванную комнату принято оформлять традиционно-белым, а также всевозможными оттенками сине-голубого цвета. Современный интерьер предпочитает внедрение в дизайн серебристых оттенков деталей и декоративных элементов.

Идеальным сочетанием цветов для ванной комнаты больших размеров, считается шоколадно-брусничная композиция. Но ее можно применять только при хорошем освещении пространства.

Основные цвета в оформлении маленькой ванной комнаты – розовый, нежно-лиловый, лимонный, зеленоватый, слоновая кость, серый жемчуг. В интерьере просторных ванных комнатах предпочитают использовать песочные, лавандовые, персиковые и терракотовые тона.

Стиль и цвет

Каждому стилю соответствует определенная цветовая гамма. Так, современной нео-классике свойственны шоколадно-коричневые, песочные, светло-желтые, и все оттенки серых тонов:

При создании японского стиля предпочтение отдают коричневым и персиковым тонам с незначительными вкраплениями насыщенно-синего или красного и черного цвета:

В средиземноморском стиле доминируют синие и терракотовые тона:

Французский стиль характеризуется сочетанием белого с сиреневыми, лиловыми и лавандовыми оттенками:

Чопорный английский стиль предпочитает все оттенки белого в одновременном сочетании с розовым, салатным и персиковым тоном:

В африканском этно-стиле превалирует коричневый цвет. Он сочетается с песочными оттенками и обязательной росписью под тигровую или леопардовую шкуру:

Формирование современного стиля основано на контрастах. Авангардный стиль поп-арт характеризуются контрастным черно-желтым с синим интерьером и многочисленным декором всевозможных расцветок:

Русский конструктивизм предпочитает умопомрачительное сочетание красного с синим:

Интерьеру в стиле модерн свойственны оранжево-синие сочетания:

Для техно, хай-тек и стиля лофт характерны металлические нотки в интерьере, светлый фон, сочетающийся с сиреневой или синей подсветкой, стеклом и декоративными деталями:

Небольшой видеоролик о том, как правильно выбрать пару для сочетания цвета в интерьере:

interiorno.ru

Игра контрастов. Как сочетать контрастные цвета

Колористика – это увлекательнейшая наука, которая занимается изучением цветов, их сочетаний и воздействия на человека. Казалось бы, какая же это наука – рассматривать цвета? Однако изучению колористики уделяется огромное внимание в разных сферах: в дизайне интерьера, веб-дизайне, фотографии, дизайне одежды, парикмахерском искусстве, флористике, рекламе, маркетинге и даже психологии.

Что изучает колористика

Изучать природу цвета не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Знатоки колористики могут часами рассказывать о том, что такое основные, дополнительные и составные цвета. Немало будет сказано о характеристиках, о смешении цветов, о контрастах, цветовой гармонии, колорите, цветовом языке, о спектрах. Продолжать этот список можно бесконечно.

Колористика – наука весьма важная, так как правильно подобранное сочетание цветов не только приятно для человеческого взора, но и мощно влияет на физиологические процессы и на психологическое состояние человека. Умело сочетая краски, можно вызвать нужные ассоциации, эмоции, сформировать определенный образ.

Цвета. Воздействие на человека

Работники рекламных агентств умело используют такую функцию колористики, как формирование определенного образа. Не без помощи психологов было выявлено, что преимущество определенных цветов в рекламе может вызвать у человека определенное чувство.

  • Так, к примеру, красный цвет отождествляется с сильными эмоциями, решительностью, опасностью. Этот цвет пробуждает желание.
  • Зеленый – одновременно расслабляющий и тонизирующий. Он символизирует чистоту, свежесть, природу, а также новое начало.
  • Оранжевый – цвет оптимистов.
  • Синий – цвет стабильности, спокойствия, минимализма.
  • Черный ассоциируется с роскошью и элегантностью. Недаром для многих товаров люкс-класса, например для автомобилей, часов или элитного алкоголя, используют рекламу в темных тонах.

Типы цветовых сочетаний

На данный момент колористика насчитывает 10 типов цветосочетаний:

  • Основные.
  • Сложные.
  • Составные.
  • Ахроматические.
  • Монохроматические.
  • Нейтральные.
  • Дополнительные.
  • Родственные.
  • Контрастные.
  • Родственно-контрастные цвета.

Один из самых распространенных способов сочетать цвета – это игра контрастов. Даже если вы не знаете о том, что такое контрастные цвета, вы точно сталкивались с этим явлением в жизни. Замечали ли вы, как гармонично на рождественской елке смотрятся красные ленты и игрушки? Все потому, что красный и зеленый цвета – контрастные. Так что же такое «контрастные цвета»?

Цветовой круг Иттена

Профессионалы пользуются специальными справочными материалами, позволяющими определить нужное сочетание цветов. Таблицы сочетания цветов исчисляются сотнями, и у каждой из них есть свои преимущества. Но чаще всего люди творческой направленности используют цветовой круг Иттена.

Йоханнес Иттен – настоящий эксперт в области колористики. Всю свою жизнь он посвятил изучению цвета. Эти знания Иттен подарил миру в виде пособия под названием «Искусство цвета», которое является «библией» для художников, дизайнеров и всех, чья деятельность связана с цветами и дизайном.

В цветовом круге находятся 12 оттенков трех основных цветов: красного, синего и желтого. Контрастными цветами называют те, которые резко противоположны друг другу и находятся на противоположных сторонах круга.

Если обратиться к изображению круга Иттена, то сразу видно, что желтый составляет контрастную пару с фиолетовым, синий – с оранжевым, а контрастный цвет красному – зеленый.

Правильное сочетание

Часто контрастные сочетания цветов называют комплиментарными. Для чего используются такие сочетания?

Такое сочетание часто используют в живописи, когда необходимо что-то выделить или подчеркнуть какой-то объект картины. Если взглянуть вокруг, то можно заметить, что природа полна контрастов: алый пылающий мухомор на фоне изумрудной зелени манит своими красками; ярко-желтое солнце, пылающее на голубом небе; синие волны, ласкающие золотистый песочный берег.

Дизайнеры интерьера давно признали, что крайне эффектно смотрится именно комплиментарное сочетание цветов. Таблицы сочетания цветов помогут выбрать гармоничную цветовую пару, но необходимо запомнить несколько моментов, которые помогут «выжать максимум» из гаммы оттенков:

  • Контрастные цвета не должны находиться в равных пропорциях – это приведет к дисбалансу. Оптимальный вариант – использование одного цвета в качестве основного и дополнение его акцентами парного оттенка.
  • Еще один способ сочетать контрастные пары – использование разных оттенков двух цветов. Это обеспечит баланс цветовой гаммы.
  • Для того чтобы приглушить яркость комплиментарных цветов, "разбавьте" их белым или кремовым. Например, если комплект из оранжевой юбки и синей блузки выглядит слишком вызывающе, можно смягчить образ белыми аксессуарами.
  • Профессионалы рекомендуют использовать основной и дополняющий цвета в определенных пропорциях. Например, для пары красный-зеленый эта пропорция составит 1:1, оранжевый-синий - 1:2, желтый-фиолетовый - 1:3.

Данные правила будут полезны, если вы берете чистые спектральные цвета. С ними можно ознакомиться на картинке ниже.

Как использовать контрастные цвета

Если вы боитесь неправильно использовать контрасты, то запомните, что приглушенные цвета использовать проще, так как они меньше «перебивают» друг друга.

Главное правило сочетания контрастных цветов: чем интенсивнее цветовой тон, тем меньше должна быть площадь поверхности, на которой он используется.

Следуя этим правилам, можно создать максимально гармоничный образ, будь то одежда, букет, дизайн интерьера или веб-сайта. В противном случае появится дисгармония, негативное восприятие.

fb.ru

Контрастное цветовое сочетание

Количество просмотров публикации Контрастное цветовое сочетание - 1286

 

Контрастные и дополнительные цвета — прямые противоположности в цветовом круге.

Контрастность имеет отношение не только к яркости, она свойственна и цветовым сочетаниям. Цвета͵ создающие данный эффект, парны.

Контрастные цвета:

- зелœеный — малиновый

- красный — голубой

- оранжевый — синий

- желтый — фиолетовый

Сочетание контрастных цветов создает вибрацию, живой драматический эффект, повышает жизненный тонус. В случае если контрастные тона поместить рядом, они взаимно усиливают друг друга и могут создавать довольно резкие сочетания. По этой причине пользоваться ими нужно очень осторожно. Приглушенные оттенки этих цветов дают очень красивые созвучия. Контрастные цвета не должны подавлять друг друга. Лучше использовать контрастные цвета в разных объёмах, то есть одного цвета должно быть гораздо больше, чем другого. Выигрышно смотрятся сочетания пастельных цветов.

Сочетания контрастных цветов бывают нескольких видов. Один из них — сочетание любой пары дополнительных цветов, лежащих на противоположных концах диаметра цветового круга — противоположное сочетание базовых (primary) цветов. В этом сочетании один цвет может преобладать, служить основным. Такие сочетания часто встречаются в природе, к примеру нарядное сочетание желтого и фиолетового, красного и зелœеного.

Гармонируют также и оттенки противолежащих цветов — это так называемые сочетания противоположных вторичных, не базовых, (secondary) цветов. Эти оттенки бывают более или менее насыщенными или светлыми. Назовем вишневый цвет и перванш. Другой разновидностью сочетания контрастных цветов является сочетание смежно-дополнительных цветов, к примеру, желтый с фиолетовым, желто-зелœеный с красно-фиолетовым — так называемые сочетания противоположных третичных цветов (tetriary) - то есть к основному цвету добавляется сосœедний и тот оттенок, что получился, комбинируется в сочетании с противоположным, тоже третичным. При этом насыщенность и светлота цветов бывают самыми разнообразными.

Наиболее интересное и вместе с тем наиболее часто встречающееся — это контрастное сочетание трех цветов. Такая гармония — гармония триады или триадная схема сочетания цветов — должна быть составлена из базовых цветов и их оттенков, причем последние выглядят наиболее живописно. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круᴦ. Из базовых цветов могут сочетаться желтый, красный и синий или оранжевый, зелœеный и фиолетовый. В таких сочетаниях преобладать может любой из них.

Гармоничны и более сложные сочетания цветов — к примеру, сочетание по схеме двойной комплемент (double complement), когда сочетаются четыре цвета — две пары противоположных. Или вариант - альтернативный комплемент, где сочетаются цвета триады с цветом, противоположным одному из этих цветов. Сюда же добавим сочетание split complement или расщепленный комплемент — сочетание цвета с двумя прилегающими цветами к его комплиментарному цвету. Ну и, наконец, цветовое сочетание по схеме тетрады — это сочетание четырех цветов цветового круга, которые находятся на вершинах квадрата͵ вписанного в данный круᴦ.

referatwork.ru

Cочетание цветов в интерьере

Человек знает больше, чем может объяснить. Это явление называют по-разному: интуицией, шестым чувством, подсознанием, зовом сердца — как угодно. И вы его переживали неоднократно. Например, когда вы смотрите на фото интерьера, видите обстановку, цвет и чувствуете: что-то не так — или наоборот: отлично — а объяснить почему, не можете. К выбору цвета люди также подходят интуитивно: почему-то нравиться, а почему?… Но, сегодня мы постараемся сделать так, чтобы одной загадкой стало меньше.

Что означает сочетание цветов. Для чего сочетать?

Сочетание цветов — это результат взаимодействия всех используемых цветов и оттенков.

Чтобы разобраться с сочетанием цвета нужно вникнуть для чего это делать. Цвет в интерьере воздействует на визуальное восприятие человеком — это не только красиво и не красиво, но и направленные визуальные восприятия: пространства, перспективы, баланса, настроения, температуры.

Пространство — цветом можно визуально увеличить или уменьшить пространство.

Перспектива — цветом можно удалить или приблизить предметы в интерьере, сочетанием цветов можно создать передний и задний планы.

Баланс — цветом и сочетанием цветов, уравновешивают общее восприятие интерьера, или вводят дисбаланс, чтобы изменить характер интерьера.

Настроение — есть легкие радостные цвета и противоположные им: тяжёлые, угрюмые, строгие.

Температура — цветом воздействуют на восприятие человеком тепла в помещении: утепляют и охлаждают интерьер.

Также, цветом можно выразить различные ассоциации: небо, землю, песок, отношение историческому периоду или региону.

Цвета, которые мы используем в интерьере работают совместно. Один цвет может усилить, ослабить или видоизменить другой цвет и его восприятие. Например, нейтральный ахроматический серый цвет заиграет розоватыми оттенками в окружении ярко-желтого цвета:

И в окружении красного, он таким уже не является:

Хотя, это одинаковый однотонный серый цвет, а изменённая цветовая тональность возникает только в наших глазах. Также присмотритесь, в окружении жёлтого цвета, серый выглядит темнее, а в окружении красного светлее, но опять же — это изменение происходит только в наших глазах.

Если неосмысленно наполнять интерьер разными цветами, то в конечном итоге, можно получить цветовой хаос. Чтобы этого не произошло, следуйте правилам гармоничных сочетаний. О них и пойдет речь далее.

Правила гармоничных сочетаний

Гармоничные сочетания — это сочетания между собой отличающихся цветов для создания визуального балансового единства и уравновешивания всей цветовой композиции в интерьере. Отличия в цветах называются контрастом.

Контраст — визуальная разница между цветами относительно друг друга. Чем больше отличие в цветах, тем больший между ними контраст или по-другому можно сказать — цвета больше контрастируют друг с другом. Когда отличия в цветах достигают предела — это называется полярный контраст.  Самый сильный полярный контраст — контраст сочетания чёрного и белого цвета.

В понимании большинства людей гармоничные цвета это похожие цвета. От части, это верно, но, лишь от маленькой части. Гармоничные цветовые сочетания работают как в близких цветовых комбинациях, так и далёких. Рассмотрим варианты цветовых сочетаний и начнём с самых понятных и привычных.

Монохромное сочетание цветов

Монохромное сочетание происходит от понятия один цвет. Этот вариант сочетаний разделяется на два вида: чёрно-белое сочетание, и сочетание в рамках одного цветового тона хроматического цвета.

Чёрно-белое сочетание цветов

Чёрно-белое монохромное сочетание — происходит при использовании чёрного, белого и серого цвета производного от чёрного и белого. Контраст между белым и чёрным цветом самый сильный из всех контрастов.

Сочетание чёрного и белого цвета изначально гармонично.

Чёрно-белым может быть как весь интерьер, так и отдельная часть интерьера, в этом случае, произойдет визуальное цветовое зонирование.

Если вы выбрали чёрно-белый интерьер, то, при последующем желании, его можно трансформировать в другую цветовую комбинацию, так как чёрный и белый цвета универсальны и совместимы со всеми цветами.

Чёрный, белый, серый цвет — могут присутствовать при любом цветовом сочетании, не нарушая гармоничности.

Монохромное сочетание цветов с одним хроматическим цветом

Монохромное сочетание происходит при использовании одного цветового тона хроматического цвета с последующим его осветлением, затемнением, или изменением насыщенности. Цветовой тон — это любой оттенок из хроматических цветов, то есть любой цветной. Хроматические цвета и оттенки рассматривали в прошлой статье.

В монохромной цветовой палитре гармония достигается за счёт гармоничности близких цветов. Посмотрим на примерах, какие цветовые вариации приобретает жёлтый цвет в монохромной цветовой палитре.

Осветление жёлтого белым:

Затемнение жёлтого чёрным:

Изменение жёлтого по насыщенности — затемнение жёлтого серым:

Монохромное цветовое сочетание выбирают люди, которым нравиться один определённый цвет. Присмотритесь, сколько вариаций возникает с одним цветом при простых процедурах: изменения насыщенности, осветления, затемнения — может быть этого разнообразия и вам окажется достаточно.

Контрастные сочетания хроматических цветов и оттенков

Контрастные сочетания хроматических цветов, основаны на сочетании противоположных цветов цветового круга:

Цвета, расположенные напротив, являются максимально контрастными. Применение чистых хроматических цветов в интерьере не всегда удобно из-за излишней яркости. Чтобы сделать цвета более приглушенными их осветляют или затемняют и сочетания цветов строятся по цветам соответствующей светлоты, для этого применяют цветовой круг с осветлённой и затемнённой палитрой:

Сочетание хроматических цветов считается гармоничным, когда при, условном, смешении всех используемых цветов получатся чёрный или серый цвет без цветного оттенка.

Под условным смешение цветов подразумевается то, что цвет уже содержится в материальном объекте, и смешать механически его нельзя, можно только, мысленно представить.

Рассмотрим как образуются контрастные сочетания хроматических цветов.

Сочетание двух цветов. Контраст дополнительных цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом круге:

Для чистого жёлтого цвета, противоположным будет фиолетовый цвет. Для осветленного жёлтого осветлённый фиолетовый.

Противоположный цвет в интерьере вводится, для создания сильного акцента или визуального балансового равновесия.

Сочетание трёх цветов

Для определения трехцветного гармоничного сочетания, цвета в цветовом круге соединяются равносторонним или равнобедренным треугольником.

Трехцветная модель гармоничного сочетания, делает интерьеры разнообразнее и богаче по цветам. Если ваш любимый цвет жёлтый и зелёный, то третьим дополнительным цветом к нему будет красно-оранжевый. Если эта вариация не подходит, то посмотрите на цветовые комбинации из четырёх цветов.

Сочетание четырёх и более цветов

Аналогично, если вписывать в цветовой круг: квадрат, прямоугольник, шестиугольник — образуются равновесные цветовые комбинации.

Многоцветные модели уводят в большую цветовую вариативность. Однако, стоит не забывать, что вариативность рассеивает взгляд, а чрезмерное разнообразие цветов может привести к цветовому хаосу.

Однополярное сочетание или сочетание аналогичных цветов

Модель полярного или аналогичного сочетания строится вокруг одного основного цвета и близких к нему оттенков, содержащих, дополняющие цвета.

Аналогичная модель для основного жёлтого цвета состоит из сочетания: жёлтого, зелёного и оранжевого цветов:

Если ваши цветовые вкусы лежат в области похожих цветов, то вы можете воспользоваться моделью аналогичного сочетания.

Созвучное сочетания цветов и оттенков. Цветовой шар Иттена

Созвучное сочетание цветов отличается от контраста дополнительных цветов тем, что правила контрастов учитывают дополнительную контрастность между затемнёнными и осветленными хроматическими цветами, и участие ахроматических: белого, серого и чёрного цвета — в комбинации цветовых сочетаний.  Для определения цветового созвучия применяется цветовой шар Иттена, от имени художника и колориста, изучавшего теорию цветового воздействия на человека.

Середина шара —линия экватора, это хроматические основные и дополнительные цвета, в их максимальной тональности.

При движении от экватора к условному северу, хроматические цвета осветляются добавлением белого цвета, полюс имеет естественный белый цвет.

При движении от экватора к южному полюсу, хроматические цвета затемняются и на полюсе образуется естественный чёрный цвет.

Для упрощения представления шара отобразим его развертку на плоскости:

Чтобы определить созвучность цветов, нужно мысленно представить, что центральная точка шара — это точка баланса. Далее, соединяя цвета по линии экватора или под углами, мы определяем созвучные контрастные цвета. Как и в случае с сочетанием противоположных цветов, применяются модели: двух, трёх, четырёх и многоцветных сочетаний. Рассмотрим некоторые варианты на примерах.

Созвучное сочетание двух цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом шаре. Соединив два цвета на экваторе — получаем контраст дополнительного цвета. Далее, переместив один конец стрелки к северу, второй конец переместится к югу, то есть, осветлённый цвет будет сочетаться с его противоположным затемнённым. Рассмотрим на примере жёлтого цвета.  Для чистого жёлтого цвета противоположный — фиолетовый цвет:

Переместимся по жёлтому на один уровень вверх к белому и, соответственно, на один уровень вниз сместится фиолетовый, то есть затемнится. Получаем сочетание: осветлённый жёлтый — затемнённый фиолетовый.

Созвучное сочетание трёх цветов

Контрастное сочетание трёх цветов строится на противопоставлении трёх дополнительных цветов в цветовом шаре, соединённых, вершинами равностороннего и равнобедренного треугольника. Соединив три цвета на экваторе, мы получим контраст дополнительных цветов. Далее, вращая треугольники, мы получаем множественно созвучных цветовых оттенков.

Для чистого жёлтого цвета, как и в контрасте дополнительных цветов, противоположные — чистый синий и чистый красные цвета:

Сместимся к северу по жёлтому — к югу по синему и красному и получим сочетания: осветлённого жёлтого, с затемнёнными синим и красным:

Аналогично, можно смещать и вращать треугольник как угодно внутри шара, изучая получившиеся цветовые созвучия.

Созвучие дополнительных цветов поможет создать в интерьере четкие цветовые акценты.

Созвучное сочетание цветов четырёх и многоцветных моделей

Также, как мы вписывали в шар треугольник, и находили цветовые созвучия, аналогично вписав: квадрат, четырёхугольник, трапецию — вы получите цветовые созвучия четырёх цветов.

Последовательно вписывая в шар многоугольные геометрические фигуры, вы найдёте множество вариаций цветовых созвучий.

Отличия созвучного сочетания от сочетания дополнительных цветов, в том что задача созвучия не противопоставить цвета, а усилить значение заданного цвета за счет ослабления контрастного ему цвета или группы цветов.

Как применить знания

Для тех, кто внимательно дочитал до этих строк, напомним, в начале статьи мы обещали, что цветовой мир вокруг вас измениться. И, чтобы вы это осознали, попробуйте сейчас посмотреть на интерьерные фотографии, которые вы уже видели до этого, но уже опытным взглядом. Например на ту же, что была вначале статьи:

Оцените, как расположены те или иные элементы, в каких они выполнены цветах, почему так. Какие модели цветовых сочетаний применили дизайнеры. Найдите какого цвета может не хватать.  Попробуйте мысленно представить, что бы вы поменяли.

Воспользуйтесь цветовым кругом или цветовым шаром подбирая краску или обои. Возможно, теперь у вас появилась точка опоры, и выбрать варианты сочетания цветов будет легче.

Для тех, кто работает или собирается работать с дизайнерами, теперь будет намного проще понять друг друга, и создать совместно интерьер, в котором вам будет максимально комфортно. Начинайте творить!

В ближайших статьях посвященных сочетаниям цветов мы сделаем более подробные обзоры цветовых вариаций по популярным интерьерным цветам с примерами и рекомендациями.

Вопросы пишите в комментариях к статье. Наиболее непонятные моменты будут поводом написать новые статьи.

Подписывайтесь на уведомления о новых публикациях по электронной почте, или в социальных сетях:
Добавляйтесь в наши группы в социальных сетях:
Если статья была полезна, поделитесь информацией с друзьями:

blogvdom.by

Цветовые модели и контрасты

Фото видео студия "Бекар" - все виды профессиональной фото видео съёмки!

Читать с начала

 Комплиментарные (гармоничные, контрастные) – цвета, расположенные в круге напротив друг друга. Очень хорошо сочетаются друг с другом, поэтому называются гармоничными.

 

Характерные – цвета, расположенные в круге через один.

 

Нехарактерные (аналоговые) – цвета, расположенные рядом друг с другом. Хорошо сочетаются, но не позволяют получить в изображении контраст.

 

Существует несколько моделей создания цветового пространства изображения, при этом призваны они решать одну задачу: создание ощущения полного цветового равновесия.

 Монохромная модель (одноцветная гармония). Из определения видно, что равновесие создаётся присутствием в изображении только одного цвета в его оттенках. При этом он может быть как основным или составным, так и оттенком какого-либо из них. Самая простая модель.

Оттенки синего

 Ярким примером монохромной цветокоррекции может служить сепия – придание изображению какого-либо оттенка коричневого цвета с целью имитации старой чёрно-белой фотографии.

Оригинал

Сепия

 При использовании монохромной модели в фото или видео производстве нужно помнить следующее: цвета, находящиеся в цветовом круге, делятся на два типа – тёплые и холодные (о них мы расскажем позже).

 Если в изображении Вам необходимо передать атмосферу уныния, неизвестности, враждебной пустоты или душевного холода – лучше пользоваться холодными цветами и оттенками.

 Если же Ваш творческий замысел отражает позитивное настроение, безмятежность, умиротворённость – тонировать изображение лучше тёплыми цветами и оттенками.

 В принципе, это правило применимо ко всем моделям, учитывая тот факт, что в любом случае какой-то один цвет или оттенок в изображении будет преобладающим (интенсивным). Синеватый оттенок человеческого лица в прекрасный солнечный день – дисгармония. Синеватый оттенок человеческого лица лунной холодной ночью – гармония.    

 Контрастная модель (двухцветная гармония). Цветовое равновесие в такой модели создаётся комплиментарными цветами, расположенными в цветовом круге напротив друг друга.

 Как уже было сказано выше, такие цвета очень хорошо сочетаются друг с другом но… Если они сильно различаются по насыщенности, самый насыщенный должен занимать меньшую площадь. Именно основываясь на принципе контрастной модели ныне очень модная цветокоррекция изображения TEAL&ORANGE получила очень широкое распространение не только в фотографии и кинематографе, но и на телевидении. Не очень сложная в исполнении, но очень гармоничная модель.  

Трёхцветная равномерная (триадная) модель. Трёхцветная гармония. При создании такой модели в изображении участвуют три цвета, расположенные в цветовом круге относительно друг друга через равные промежутки. Проще – в вершинах равностороннего треугольника, нарисованного в центре круга.

 Воплотить в изображении цветовое решение, используя три цвета, достаточно сложно (по сравнению с монохромной или контрастной моделями), но в случае грамотного использования трёхцветной равномерной модели результат получается очень сбалансированным.  

 Трёхцветная доминирующая модель (разделённая гармония). В этой модели также участвуют три цвета, только выбираются они, в отличии от равномерной модели, по другому принципу: после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.

 

 Квадроравномерная модель (четырёхцветная гармония). Количество цветов в такой модели достигает четырёх. Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.

  

 Квадродоминирующая модель (альтернативная четырёхцветная гармония). В этой модели используется один доминирующий цвет + контрастный + два дополнительных, примыкающих к контрастному с двух сторон.

Существует ещё аналоговая модель (аналоговая гармония), позволяющая сочетать цвета, расположенные рядом друг с другом в одном сегменте цветового круга между первичными (основными) цветами.

  Говоря о цветовой гармонии в процессе создания своей индивидуальной формулы цветокоррекции, необходимо рассказать о видах и особенностях цветовых контрастов. Контраст возникает между двумя цветами с чётко выраженными различиями. При этом если различия достигают своего предела, контраст называется полярным (или диаметральным). Самые простые примеры – чёрный-белый, большой-маленький, холодный-горячий. При этом зрительно различить контраст можно только сравнением. Мы можем определить, что нарисованная на бумаге линия длинная, если для сравнения перед нами будет нарисована линия короче. И в то же время длинная линия станет короче по сравнению с более длинной. Таким же образом ощущения от одного цвета могут быть ослаблены или усилены с помощью другого контрастного цвета.

    

  На сегодняшний день в колористике описаны семь контрастных проявлений цвета:

1.     Контраст по цвету

2.     Контраст светлого и тёмного

3.     Контраст холодного и тёплого

4.     Контраст дополнительных цветов

5.     Симультатный контраст

6.     Контраст по насыщенности

7.     Контраст по площади цветовых пятен

 Каждый из контрастов обладает своим особым характером, художественной значимостью, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию, благодаря чему колорист может открыть для себя основные художественные возможности цвета.

Контраст по цвету.

 Контраст по цвету достаточно простой потому, что его можно создать из всех чистых цветов (жёлтый, красный и синий) в их предельной насыщенности.

Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные для цветокоррекции тона удаляются от трёх основных. Например, контраст цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый) будет гораздо слабее.

 Контраст по цвету позволяет получить великое множество совершенно различных цветовых сочетаний путём осветления (+ белый) или затемнения (+ чёрный) выбранных цветов. Выразительные возможности контраста по цвету позволяют подчеркнуть в изображении и бурное веселье, и глубокое горе, и земную первородность, и космическую универсальность. Интересного результата при использовании контраста по цвету можно добиться и в том случае, если одному из цветов отвести главную роль, а остальные использовать в небольших количествах для того, чтобы только подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность изображения.

Контраст светлого и тёмного.

 Контраст светлого и тёмного является неотъемлемой частью человеческой жизни и природы вообще. В изобразительном искусстве чёрный и белый цвет являются самым сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Контраст белого и чёрного – самый яркий пример контраста светлого и тёмного в ахроматических цветах,

а контраст жёлтого и фиолетового – в хроматических цветах.

 Контраст светлого и тёмного в хроматических цветах подразумевает использование основного цвета в сочетании с дополнительным, полученным в результате изменения насыщенности основного (+/- серый). 

При этом существует одна важная закономерность: светлый объект на тёмном фоне будет выглядеть крупнее, чем аналогичный тёмный объект на светлом фоне. Белый цвет излучается и как бы стремится во вне, в то время как чёрный поглощается и как бы стремится внутрь.

 Контрастом светлого и тёмного можно добиться объёмности изображения, а  в фотографии и кинематографе именно контрастом светлого и тёмного в кадре создаётся перспектива: чем дальше от объектива, тем светлее изображение и наоборот. При цветокоррекции об этом стоит помнить.

Контраст холодного и тёплого.

 Обычно принято считать, что:

Жёлтый

Жёлто-оранжевый

Оранжевый

Красно-оранжевый

Красный

Красно-фиолетовый – это ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА, а

Жёлто-зелёный

Зелёный

Сине-зелёный

Синий

Сине-фиолетовый

Фиолетовый –

ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА.

 На самом деле это является некоторым заблуждением по следующей причине: как жёлтый и фиолетовый в цветовом круге являются полюсами контраста светлый-тёмный, так сине-зелёный и красно-оранжевый являются полюсами контраста холодный-тёплый.

  Исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения (затормаживает), а красно-оранжевый его стимулирует (возбуждает).

  Именно эти цвета всегда холодные и тёплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или тёплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными цветами. Проще говоря: зелёный цвет является холодным по отношению к красному, в то время как он же является тёплым по отношению к синему.

 Именно на сочетании "тормозящих" и "возбуждающих" цветов основан контраст холодного и тёплого, имеющий особую значимость для поиска цветовых решений изображения. Различные способы проявления этого контраста не только расширяют круг его выразительных возможностей (та же цветокоррекция TEAL&ORANGE), но и делают его в фотографии и кинематографе важнейшим изобразительным средством для передачи пластических ощущений и перспективы – более удалённые от объектива предметы всегда должны казаться более холодными.

Контраст дополнительных цветов.

 Дополнительными считаются цвета, пигменты которых при смешивании образуют нейтральный серо-чёрный цвет. В цветовом круге эти цвета расположены строго напротив друг друга и образуют следующие сочетания:

Жёлтый – фиолетовый

Жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый

Оранжевый – синий

Красно-оранжевый – сине-зелёный

Красный – зелёный

Красно-фиолетовый – жёлто-зелёный

 Эти сочетания дополнительных цветов парадоксальны по своей природе: противоположны друг другу, они друг в друге нуждаются, расположенные рядом, они максимально подчёркивают (и уравновешивают) друг друга, а при смешивании взаиморастворяются, образуя особенно красивые серые цвета (так называемый цветной серый). Дополнительные цвета при пропорционально грамотном сочетании придают изображению прочную основу воздействия на зрителя.

Симультатный контраст.

 Симультатный контраст – явление, при котором наше зрение при восприятии какого-либо цвета "требует" появления его дополнительного цвета, и в случае отсутствия последнего симультатно (одновременно) порождает его в сознании, вызывая чувство возбуждения и вибрации изображения. В большинстве случаев такие вибрации ломают цветовую гармонию, вызывая зрительный резонанс и дисгармонию в восприятии изображения. Симультатный контраст может возникать в тех случаях, когда колорист в выборе цвета намеренно или случайно отклоняется от правил, присущих определённой цветовой модели. Например, в случае контрастной модели (двухцветная гармония), в качестве дополнительного цвета к основному жёлтому берётся не фиолетовый, расположенный напротив жёлтого, а сине-фиолетовый или красно-фиолетовый, расположенные рядом с фиолетовым.

 В случае трёхцветной равномерной модели (трёхцветная гармония), если в триаде синий – жёлтый – красный вместо синего выбрать сине-зелёный цвет в качестве фона, то красный и жёлтый на нём будут симультатно возбуждаться и проявлять себя совсем иначе, чем на синем фоне.

 Возможность возникновения симультатного контраста уменьшается и при наличии контраста светлого и тёмного, то есть при использовании цветов в разной степени их осветлённости. Намеренно добиваться в фотографии или кино симультатного контраста вряд ли есть необходимость, а вот почему он возникает и как его избежать – знать нужно.

Контраст по насыщенности.

  Контраст по насыщенности подразумевает сочетание чистых, насыщенных цветов с цветами блеклыми, приглушёнными. Обладает тихой и спокойной выразительностью. Чистые цвета теряют свою насыщенность сразу, как только затемняются или осветляются, причём сделать это можно несколькими способами для достижения конкретного результата.

1. Чистый цвет можно "разбавить" белым, практически сохранив чистоту, но придав ему более холодный оттенок.

2. Чистый цвет можно "разбавить" чёрным, практически отняв чистоту и придав ему грязноватый оттенок.

3. Чистый цвет можно "разбавить" серым, нейтрализовав сам цвет и придав ему блеклый, "слепой" оттенок.

4. Чистый цвет можно "разбавить" соответствующим дополнительным цветом, получив промежуточные тона, которые при осветлении белым способны дать редкие по своей сложности оттенки.

 Если в каком-либо сочетании будут участвовать все три цвета первого порядка, то полученный результат будет всегда отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может стать желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным, но с помощью всех трёх цветов первого порядка могут быть получены все степени блеклости.

 Действие контраста по насыщенности относительно. Всякий цвет может казаться насыщенным рядом с блеклым, равно как и блеклым по отношению к более насыщенному.

 Чтобы добиться выразительности в композиции, используя только контраст по насыщенности, необходимо блеклые цвета сформировать на цветовой основе насыщенных: чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий – с блеклым синим и т.д. В противном случае (чистый красный + блеклый синий) контраст по насыщенности может быть заглушён, например, контрастом тёплого и холодного, и тогда его тихая и спокойная выразительность останется под вопросом…

Контраст по площади цветовых пятен.

 Исключительная особенность этого контраста – способность проявлять и усиливать проявления всех других контрастов, присутствующих в изображении, благодаря своей геометрической, "размерной" сущности отношений между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Проще говоря, контраст по площади цветовых пятен определяет количественно-пространственные отношения между двумя или несколькими цветами с целью определения степени их уравновешенности в композиции изображения. Силу воздействия цвета на зрителя определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Именно за размеры цветовых пятен отвечает данный контраст. Ввиду того, что и само понятие цвета субъективное, и геометрические размеры отдельных сложных элементов изображения определить трудно, соотношения площадей цветовых пятен тоже носят приблизительный характер, доверяя скорее глазомеру художника, чем числовым отношениям и расчётам. Но всё же… Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми значениями:

Жёлтый          – 3

Оранжевый    – 4

Красный         – 6

Фиолетовый   – 9

Синий             – 8

Зелёный          - 6

  Соотношения гармоничных размеров плоскостей для этих цветов будут выглядеть, например, так:

Жёлтый : оранжевый = 3 : 4 

Жёлтый : красный = 3 : 6

Зелёный : фиолетовый = 6 : 9

Такая система количественных отношений действительна только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При изменении насыщенности меняются и соответствующие размеры световых пятен, которые должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться самим изображением.

 Всё, о чём было сказано в этом разделе статьи, поможет и фотографу, и видеографу создать в своих работах гармоничный цветовой баланс не только на этапе цветокоррекции, но и на этапе подготовки к съёмке. Зная особенности основных цветовых моделей и видов контраста, можно грамотно расставить декорации, подобрав в интерьере цветовые соотношения не по принципу "Как красиво!!!" а по принципу "Как гармонично!!!", можно заранее расставить соответствующие цветовые акценты, уравновешивающие композицию кадра, можно со знанием дела подобрать правильное цветовое решение в одежде персонажей…В любом случае, Ваши творческие фантазии обретут качественный, законченный вид и не будут вызывать ощущения нехватки или переизбытка чего-то…

продолжение

 © Студия Бекар. Все права защищены.

 Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

bekarstudio.ru

таблица совместимости оттенков, как правильно сочетать

Продумывая в деталях дизайн помещения, следует уделить особое внимание цветовому решению. Удачное сочетание цветов в интерьере будет поднимать настроение по возвращении домой. Приятные для глаз оттенки позволят расслабиться после трудового дня и насладиться отдыхом.

Цветовая гамма домашней обстановки создает в доме определенную атмосферу. Строгие тона отделочных материалов в кабинете настраивают на работу и помогают сосредоточиться. Пастельные тона в спальне располагают к отдыху. Комбинация цветов свидетельствует о вкусах и предпочтениях хозяев. Как правильно подобрать гармоничное сочетание?

Понятие цветового круга

Правильное сочетание цветов можно подобрать с помощью цветового круга. Цветовой круг содержит цвета светового спектра. Он создан на основе цветового колеса Иттена. Художник Иттен выделил 12 цветов и разместил их таким образом, чтобы контрастирующие тона оказались друг напротив друга.

Цвета светового спектра можно получить путем соединения в равных пропорциях трех первичных цветов: красного, синего и желтого.

В результате получаются вторичные оттенки. При смешении первичного и соседнего вторичного цвета образуется третичный тон. Полученные комбинации (вторичные и третичные) вместе с первичными образуют круг из 12 секторов. Гамма цветового круга может быть увеличена за счет включения бесчисленного количества оттенков и тонов основных цветов.

Как подобрать правильное сочетание?

Подбор правильных сочетаний:

  1. Аналоговая цветовая схема оформления интерьера содержит насыщенный основной цвет и его оттенки. На цветовом круге они расположены рядом;
  2. Хорошо сочетаются цвета в интерьере, относящиеся к одной температуре. Синий, зеленый и фиолетовый, а также их оттенки относятся к холодной гамме. Красный, коричневый и желтый вместе с полутонами составляют теплую палитру. Холодные и теплые цвета разделяют круг пополам. Черный, серый и белый относят к нейтральным тонам. Подобрать оптимальное сочетание поможет таблица сочетания цветов в интерьере;
  3. Можно использовать контрастные цвета в дизайне квартиры. На цветовом круге они расположены друг напротив друга. При этом один оттенок должен быть ярким и насыщенным, а другой (дополняющий) более спокойным. Красиво смотрится сочетание салатового с фиолетовым в интерьере квартиры, фото которой представлено чуть ниже;
  4. Контрастные сочетания можно сделать мягче, если вместо дополняющего цвета взять его оттенки;
  5. Триадная схема подразумевает сочетание трех оттенков, расположенных в цветовом круге на равном расстоянии друг от друга;
  6. Любое сочетание цветов в интерьере можно дополнить нейтральными оттенками. Они помогут расставить акценты, выделить сконцентрировать внимание на конкретных зонах;
  7. Два разных цвета дополняют общим подтоном к каждому из них. Поможет подобрать сочетание цветов в интерьере таблица. Например, голубой и зеленый будут выглядеть гармонично при сочетании с бирюзовым;
  8. Прямоугольная схема позволяет использовать 4 дополняющих цвета в интерьере квартиры или дома (2 холодных и 2 теплых). Квадратная схема содержит 4 равноудаленных друг от друга оттенка;
  9. Небольшая деталь интерьера яркой или экзотической расцветки выглядит очень эффектно на нейтральном фоне. Монохромный интерьер украсит коралловая люстра. Оригинально и стильно смотрится лиловое кресло в помещении, оформленном в черно-белых тонах.

Рекомендации дизайнеров по оформлению интерьера

Для создания цветовой комбинации лучше использовать не более 3 оттенков. Базовый фон должен преобладать на отделочных материалах стен, потолка и пола. Второстепенные тона используются для элементов обстановки.

До 75% покрытий и отделочных материалов должны иметь расцветку базового оттенка. Второстепенные тона занимают 20% поверхностей. Оставшиеся 5% используют для цветовых акцентов. Некоторые дизайнеры рекомендуют осуществлять подбор цветов по схеме 60-30-10.

В качестве базового оттенка лучше использовать более спокойные тона. Насыщенные, яркие и контрастные оттенки должны присутствовать на мебели и на аксессуарах. Если есть желание выбрать 2 контрастных цвета, не сочетающихся между собой, следует дополнить их нейтральным вариантом. Он обеспечит плавный переход от одного цвета к другому и сделает комбинацию гармоничной. Яркий и насыщенный базовый фон дополняют второстепенными спокойными или нейтральными оттенками.

Придаст помещению рельефность акцент в необычном месте. Можно покрасить в яркий цвет радиатор или подоконник. Небольшая деталь черного цвета (абажур или картинная рама) усилит яркость цветов интерьера и придаст помещению основательность. Правильно отдавать предпочтение чистым тонам, избегая тусклых и неопределенных оттенков.

Характеристики главных цветов

Зеленый подходит для любых помещений. Он помогает расслабиться и успокоиться. Рекомендуется для отделки спальни и ванной комнаты.

Красным лучше выделять небольшие детали. Его обилие визуально уменьшает помещение и действует раздражающе. Красный идеально подойдет для столовой. Он имеет свойство улучшать аппетит.

Жизнерадостный теплый желтый часто используется для оформления детских комнат. Он повышает творческий потенциал и улучшает мозговую деятельность.

Синий обладает свойством снимать напряжение. Он действует умиротворяюще и расслабляюще. Идеально подходит для спальной комнаты. Его рекомендуется использовать в небольшом количестве. Он подчеркнет стиль дизайна. Преобладание синего сделает помещение неуютным.

Королевский фиолетовый придаст торжественности гостиной. Его также можно использовать для столовой. Рекомендуется комбинировать фиолетовый с пастельным розовым или салатовым. Неплохо выглядит его сочетание с синим и сиреневым. Подбор комбинации фиолетового с золотистым сделает гостиную роскошной. Большое количество фиолетового цвета и его оттенков действует угнетающе на психику.

Коричневый и его оттенки являются самыми популярными при оформлении интерьеров. Это цветовая гамма ассоциируется с теплом, уютом, комфортом и расслаблением. Используется во всех помещениях. Однако обилие коричневого и его оттенков сужает пространство.

Благородный серый визуально расширяет пространство. Он является отличным фоном для ярких аксессуаров. Серый и его оттенки должны быть обязательно разбавлены другими цветами, иначе комната будет выглядеть унылой и скучной. Не рекомендуется окрашивать в серый цвет потолок: комната будет выглядеть угнетающе.

Черный может использоваться только в небольших дозировках для контраста или разделения цветов. Перебор черного может сделать комнату мрачной.

Голубой не рекомендуется использовать для кабинета и для оформления комнат, в которых занимаются школьники. Он снижает работоспособность и мозговую активность. Не следует использовать его для окраски пола. Поверхность будет казаться неустойчивой и скользкой. В голубых тонах рекомендуется оформить столовую тем, кто стремится похудеть.

Практическое применение цветовой палитры

Сочетание цветов в интерьере поможет изменить общий вид помещения. Комбинируя светлые и темные оттенки, можно зрительно удлинить, расширить или сузить помещение, а также сделать его светлее и выше.

Визуально сделают потолки более высокими светлые оттенки в верхней части комнаты. Расширить комнату поможет яркий контрастный цвет, в который следует окрасить узкие стены. Темные и насыщенные оттенки скроют неровность стен. Идеально ровные поверхности подчеркнут светлые тона.

Выровнять углы способны 2 контрастных цвета или комбинация яркого оттенка и его более светлого тона. Их соединяют вдоль идеально ровной линии, проведенной на одной из стен возле угла.

Увеличение пространства помещения достигается за счет размытия границ. Добиться такого эффекта можно, если окрасить потолок и верхнюю часть стен (30-40 см) в один цвет. Комната будет казаться больше, если нанести на две ее смежные стены контрастные тона (насыщенный цвет и его светлый тон). Две оставшиеся стены покрывают этими же цветами в виде чередующихся полос.

Чередование полос ярких оттенков зрительно вытянет помещение вверх и сделает его уже.

Палитра теплых оттенков идеально подойдет для затемненного и холодного помещения. Подбор холодных тонов сделает помещение менее светлым и теплым.

Общие рекомендации

Сочетать цвета в интерьере нужно, руководствуясь своими предпочтениями, не боясь экспериментировать. Если подобрать желаемую комбинацию никак не удается, рекомендуется на время отвлечься и походить по дому. Следует представить себе будущее оформление в деталях. Можно раскрасить в желаемые цвета крупные листы бумаги и приложить их к стенам и мебели. Это поможет определить, какую расцветку лучше выбрать для кухни или спальни.

Цветовые сочетания в интерьере нужно тщательно продумать до выполнения ремонтных работ. Если декор не оправдает надежд, изменить его будет гораздо сложнее.

Фотогалерея

В нашей галерее вы можете просмотреть еще 59 интересных вариантов грамотного цветового сочетания в интерьере. 

doma.life