Обжиг дерева и браширование – Техники состаривания древесины: браширование и обжиг
Техники состаривания древесины: браширование и обжиг
Дерево — хороший материал: хочешь — строй, хочешь — для отделки используй. Можно и мебель сделать. Одно из важных положительных свойств древесины — это масса вариантов отделки её поверхности. Каждый способ даёт свой уникальный эффект, и его можно подобрать под любой образ и стиль.Этот материал долговечен: мебель из натурального дерева при должном уходе служит много лет — десятки, а то и сотни. И древесина не утрачивает своей красоты со временем — наоборот, как коньяк, может становиться ещё интереснее.
Время не портит деревянную мебель
Очарование потрёпанной временем деревянной поверхности настолько сильно, что существует целое направление в производстве мебели — искусственное состаривание. В предыдущих публикациях на эту тему (Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания и Обновляем старую мебель. Очарование трещин) речь шла о том, как можно состарить мебель с помощью лаков и красок. В этом материале рассмотрим, как придать поверхности дерева более почтенный вид механическими способами.
Браширование
Древесина неоднородна по своему составу: на спиле дерева видны годовые кольца. Количество окружностей определяет возраст, а их ширина зависит от многих причин: породы, условий питания, погоды, местоположения (на солнце или в тени). Годичные кольца шире у молодых деревьев — они активнее растут. На размер колец влияет и то, выросло ли конкретное дерево из семечка (более узкие) или корневой поросли.Годичные кольца дерева
Светлый и более широкий участок кольца — это прирост в первую половину периода активной вегетации (весна и начало лета), тонкий и тёмный — то, что наросло за вторую половину лета и осень. Всё вместе представляет собой прирост одного года.
В начале лета образуется более рыхлая проводящая ткань. Со второй половины нарастают твёрдые клетки, способные выдерживать механические нагрузки, — они придают дереву устойчивость. Рисунок годичных колец виден и на продольном спиле дерева.
Со временем древесина разрушается. Особенно, если доска или изделие из дерева находятся на открытом воздухе — под действием солнца, дождя, мороза и ветра. Светлые мягкие участки разрушаются быстрее, поэтому с течением времени поверхность древесины становится неровной, ребристой.
Старая доска
Для того чтобы добиться такого результата, не обязательно ждать много лет, выдерживая дерево под солнцем и ветром. Состарить древесину можно брашированием.
Процесс заключается в механическом удалении более мягких волокон. Для этого применяют жёсткие щётки (по-английски brush — щётка). В зависимости от требуемой степени состаривания, используют инструменты различной жёсткости: металлические, нейлоновые, сизалевые. Возможно их сочетание: для более глубокой и грубой обработки применяется металлическая щётка, а нейлоновой и потом сизалевой обрабатывают поверхность для удаления заусенцев.
Щетки для браширования
Кроме насадок на дрель или углошлифовальную машинку (УШМ, «болгарка»), стоит обзавестись и ручным инструментом — абразивной шкуркой разной зернистости, ручной кордщёткой. Также удобно использовать абразивные губки: гибкая поверхность позволяет убирать занозы из углублений.
Независимо от выбора, во время работы следует учитывать направление движения: оно должно быть по волокнам древесины. Поэтому щётки-насадки на электроинструмент нужны плоские, а не в виде чашки.
Прежде чем приступать к процессу состаривания, потренируйтесь на образце.
С помощью различных щёток можно имитировать не только атмосферное старение (воздействие ветра, солнца), но и эффект обкатанной водой деревяшки — такие можно найти на берегу реки или моря. В этом случае древесина обрабатывается более глубоко, и «следы времени» могут быть не только вдоль волокон. Пример такого состаривания — шкатулка на фото ниже.
Состаривание древесины. Фото с сайта o-drevesine.ru
Кроме механического способа (щётками), древесину текстурируют при помощи химии или обработки пескоструем. Принцип тот же: удаляются более мягкие части.
В химическом способе используются кислоты и щёлочи, способные разъедать органику, например, серная или азотная кислота. Поэкспериментировать можно с агрессивной бытовой химией, предназначенной для удаления сильных загрязнений. Химическая обработка применяется как самостоятельный вариант или в качестве начального этапа перед механической очисткой щётками.
Сочетание старых досок и современной модели дивана. Фото с сайта mebelica.ru
При обработке пескоструйным аппаратом частицы абразива выбивают более мягкие слои. Пескоструй можно найти в мастерских, занимающихся ремонтом автомобилей, — с помощью такого оборудования удаляют ржавчину.
Использование разных способов браширования позволяет получать неодинаковый эффект. При обработке металлическими щётками рельеф древесных волокон будет более глубокий и явный, после химического травления и пескоструя — сглаженный.
Обработанную древесину покрывают морилками и лаком
После получения требуемой фактуры древесину обрабатывают морилками, восками, лессировочными покрытиями, лаками. Колерующие составы (морилки) мягкие участки прокрашивают сильнее, чем твёрдые. Лазури (лессировки) дополнительно подчёркивают рельеф, скапливаясь в углублениях.
Обжиг
Обжиг древесины чаще всего рассматривают как первый этап браширования — так же как и при химическом травлении, в первую очередь разрушаются (обгорают) более мягкие участки.Красота простоты. Фото с сайта wickdpleasures.tumblr.com
Деревянную поверхность обжигают при помощи паяльной лампы или газовой горелки, а затем обугленные части счищают, обильно промывают водой и покрывают маслом. Степень обжига и последующая обработка щёткой зависят от предпочтений.
Прошедшая огонь и воду древесина не нуждается в дополнительном тонировании — поверхность доски принимает благородный тёмный оттенок. Но при желании обгоревшее дерево можно дополнительно покрыть цветными морилками. Особенно эффектно смотрится сочетание красного и угольно-чёрного.
Дом, облицованный обожжённой доской. Фото с сайта skyhousedesigncentre.com
Обжиг может быть самостоятельным видом отделки. Сейчас это направление набирает популярность и считается японской техникой Shou Sugi Ban (Yakisugi), хотя такой способ деревообработки известен в многих странах. На Руси обжиг дерева назывался подкуриванием.
Обработанная огнём древесина становится менее горючей и практически не подвержена гниению и порче насекомыми. Поэтому такие доски используют для облицовки фасадов, строительства заборов. Регулярно красить такой забор или фасад не нужно — обожжённая доска не изменяет своих качеств сотню лет.
Забор из обожжённой древесины. Фото с сайта oilobit.com
Естественно, дизайнеры не смогли пройти мимо такого материала. Они стали использовать в интерьерах объекты, обработанные огнём, применять доски в технике Shou Sugi Ban разной степени обгорелости для отделки стен и потолков. Покрытые маслом, поверхности не пачкаются.
Облицовка стены в технике Shou Sugi Ban. Фото с сайта urbantimber.ca
Затем дизайнеры пошли ещё дальше и научились декорировать обжигом предметы мебели. Выглядящие как будто спасёнными из пожара вещи, возможно, понравятся не всем, но смотрятся очень стильно. Посмотрите сами.
Попробуйте текстурировать привычную древесину — возможно, вы откроете для себя новый материал.
7dach.ru
Браширование древесины с обжигом. Как я к нему шла.
Здравствуй, дорогая Страна Мастеров!!! С большим удовольствием и с не скрываемой гордостью собой, представляю сегодня последние мои творения))) В голове такой сумбур из мыслей, эмоций и желаний все рассказать…Попробую все по порядку.
Итак, начнем. Как-то с полгода назад наткнулась на информацию о браширование древесины. Браширование- это нестандартный процесс по отделке древесины. Заключается в том, что с верхнего слоя древесины стальной щёткой выдираются мягкие волокна… Это меня очень сильно заинтересовало. И жутко хотелось научится))). Интернет и желание, а также материалы и оборудование нам в помощь. И когда все это «срослось», я решила попробовать.
На тот момент у меня в арсенале была вот такая газовая горелка (дал на прокат муж подруги, заядлый охотник)
Вот такая металлическая щетка на болгарку. Саму УШМ не сфоткала, она осталась на даче (все эти работы я делала и делаю только там, на открытом пространстве и воздухе)
Ну, и конечно-же, ручная металлическая щетка (виновница «торжества» от англ. Brush — щетка) Поскольку, процесс предстоял технически сложный, а опыта работы с такими инструментами не было, пришлось призвать на помощь мужа. Ему тоже все было интересно и поэтому он согласился с легкостью.
Решили начать с деревяшек, благо их на любой даче найти можно. Вот наш результат, полюбуйтесь.
Эту досочку, вернее обрезь от доски, я обрабатывала УШМ. Мои руки так плясали и тряслись от мощной вибрации болгарки, хотя обороты были не большими. В голове только и мелькала мысль, а для девочек ли это???))) Выглядела я смешно и воинственно, одновременно))) Мне нужен был результат!!! И я его получила)))
Эту досочку я «вычесывала» уже вручную. Результат тоже не заставил себя ждать. Мне начинало уже нравиться больше.
Подошла очередь хороших вещей. Сделала обжиг визитницы, да так ее и оставила, до лучших времен. И на мое счастье, в нашем городе, гастролировала замечательная мастерица Диана Январева из Москвы. Вот к ней-то, я и устремилась на МК по брашированию древесины с обжигом. Моему счастью не было предела))) УРА!!! Наконец-то, научусь и получу новые знания))) С таким настроем я жила всю неделю до МК, а в день когда он должен состояться, навалилась куча не предвиденных дел, я должна была все решить. НО!!! И на МК я тоже ДОЛЖНА попасть!!! Поэтому, опаздывая прилично, я захватила с собой начатую визитницу и доделывала ее на МК. Надо сказать огромное спасибо Диане за МК, получила огромное удовольствие и кучу новых знаний. Диана охотно поделилась всем тем, что знала. И еще))) мне все было не вдомек, а как будет проходить МК в помещении, когда процесс (по моим представлениям) не безопасен в пожарном смысле??? А на деле, все оказалось просто, нам поведали о замечательном приборе паяльнике Дремель!!!
Вот оно, мое счастье!!! Так оно выглядит, вполне безобидно, миниатюрно и по-девичьи))) Не то, что горелка с газовым баллоном, как огнедышащий дракон))). А по-поводу вычесывания, я поняла, что наши вещи такие «ручные» поэтому все делаем ручной металлической щеткой…
…вот такой))) И конечно-же, бережем руки, нос, глаза. Перчатки, маска, очки. Потому, как пыль и копоть, зачем нам это, девочкам)))
И вот, мой не легкий путь, через терни к звездам, завершен. Впереди сплошное творчество, полюбуйтесь на него!!! Дома сделала декупаж на визитницу распечаткой на салфетке, края которой обожгла. Клеила салфетку на шеллак (для придания состаренности). Кстати, салфетка при наклеивании на лак не так размокает и увеличивается в размерах!!!
Дальше — больше!!! Надо закреплять полученные знания и совершенствоваться в мастерстве!!! Родился вечный календарь. Здесь уже дерево тонировала морилкой и воском. Распечатки на лазернике, по аналогии с визитницей.
Эта фотка сделана ночью с фотовспышкой.
Посмотрите детально…
Этот комплект презентовала мужу на день строителя, в благодарность за помощь и поддержку моих интересов и увлечений)))
Закрепляем далее))) Панно-ключница на кухонном фасаде. Идею про панно на фасаде подсмотрела у замечательной мастерицы из страны Елены (ВахМурка) https://stranamasterov.ru/node/432407?c=favorite. Спасибо ей, большое.
Здесь тонировала древесину акрилом, далее воском. В середине декупаж на дерево, не грунтовала под салфеткой. Красиво проступает рисунок древесины. И дорисовка фона. Ну, и конечно-же, лак.
…функционал)))
Эту вещицу презентовала на день рождения тому самому мужу подруги, заядлому охотнику. Который дал на прокат газовую горелку)))
И на последок, все подарки вместе)))
stranamasterov.ru
выбираем древесину и следуем технологии
Содержание: [скрыть]
- Применение
- Требования к древесине
- Технология обработки
- Используем горелку
- Японcкий способ
Огонь – самый опасный враг для дерева и может быстро уничтожить любое изделие из него. Странно слышать об использовании открытого пламени для обработки этого материала. При умело контролируемом обжиге поверхности улучшаются характеристики дерева.
Применение
Обработка древесины огнем подчеркивает естественную структуру, усиливая контрастность рисунка, создает дальнейшую невосприимчивость к гниению, повреждению ультрафиолетом, вредными насекомыми. Кроме того, такой материал приобретает огнеупорные свойства. Поверхностный рыхлый слой, сгорая, закрывает канальцы и поры древесины, создавая защиту глубоко лежащих волокон от плесени, бактерий, влаги, солнечных лучей и ветра. Предохраняют от разрушения различные пропитки и антисептики. Однако такие средства дороги, содержат в составе химические добавки и могут быть токсичны. Обработка пламенем экологична, экономична, не требует высоких профессиональных навыков.
Обожженное дерево в интерьере выглядит эстетично. Так выполняют домашнее браширование — искусственное состаривание изделий и мебели: комодов, столиков, стульев, панно, багетов, шкатулок. Обжигать можно материал для установки лагов напольных покрытий, оконных наличников, рам, дверей, лестниц, беседок, технических построек, скамеек, колодезных срубов, ограждений. При необходимости обработки сложных массивных сооружений желательно обжигать деревянные детали до сбора конструкций, чтобы успешно произвести последующую зачистку труднодоступных мест. Работая со сборными конструкциями рискованно: можно не уследить за направлением и силой пламени, а это приведет к пожару. Неопытным мастерам лучше начинать с небольших досок или изделий.
Требования к древесине
Лиственные деревья – клен, березу, бук, вишню, ольху и другие – обрабатывать огнем нельзя. Обжигать желательно только хвойные породы: кедр, лиственницы, ель, сосну. Их мягкая структура позволяет получить в итоге красивый материал без пятен. Для декоративных изделий подойдет полотно любого качества: с сучками, сложными изгибами, глазками – тем эффектнее будет результат. Сгорающие мягкие волокна образуют впадинки, жесткие станут рельефнее, после очистки это обеспечит фактурную контрастную поверхность. Можно обрабатывать деревянные детали, плиты ДСП, обшитые хвойным шпоном. Если нужна обожженная древесина для масштабных строительных работ, лучше выбрать более качественную, без пороков структуры.
Свежий материал не обязательно предварительно готовить перед обжигом: пламя уберет все шероховатости, заменив шлифование. Подумать о внешнем виде придется уже после обработки древесины огнем. Достаточно счистить потеки смолы с пиломатериалов. В случае их возгорания вся работа окажется испорченной. Если поверхность мебели или другого изделия была раньше покрыта шпатлевкой, краской или лаком, их остатки зашкуривают, чтобы предотвратить неожиданное воспламенение и защитить от пятен, которые невозможно очистить. Древесину, пропитанную морилкой, обжигают по общим правилам. Поверхности, покрытые олифой, обработке не подлежат. Старое потемневшее деревянное полотно лучше ошкурить, добравшись до свежих волокон, чтобы на финише получить внешне красивый материал.
Дерево для обжига не должно быть сырым. Особенно это касается свежих досок. 15% – допустимый верхний предел содержания влаги.
Технология обработки
В промышленности большие массивы древесины обжигают в специальных вакуумных печах. Толщина сгораемых слоев при этом может достигать 20 мм. Дома выполнить эту работу сложно. Предохранить материал от разрушения и сделать его красивым можно с помощью бытовых инструментов.
Перед тем как приступать к работе, требуется позаботиться о безопасности окружающего пространства и предметов, в нем находящихся. Обжиг нужно производить на открытом воздухе в безветренную погоду. Небольшие доски можно обрабатывать на балконе, крупные предметы нужно выносить на улицу. При этом с близлежащих поверхностей надо обязательно убрать бумажные, фанерные, картонные изделия, ветошь, текстиль, воспламеняющиеся химические средства. Желательно работать на огнеупорной каменной поверхности, металлическом листе.
Для обжига в качестве источника пламени подойдут:
- мощная паяльная лампа;
- строительный фен;
- горелка;
- газовый баллон со специальной насадкой;
- дремель.
Кроме огня и дерева, понадобится инструмент для очищения сгоревших слоев. Если планируется обработка небольших брусков и дощечек, хорошо подойдет жесткая металлическая щетка. Масштабные конструкции – крупную мебель, полы, лестницы, постройки – удобнее чистить профессиональной шлифмашиной, пилой-болгаркой, дрелью со специальной насадкой.
Для обметания остатков гари требуется флейц — щетка с мягким ворсом.
Все работы производят, защищая глаза, руки и одежду от возможных искр и гари. Рядом ставят ведро или другую посуду с водой для тушения непредвиденных вспышек огня.
Используем горелку
Обжиг газовой горелкой наиболее удобен. Пламя должно быть ровным, спокойным, продолговатым и иметь голубой оттенок. Самую высокую температуру, необходимую для пиролиза, расположена вверху. Сильный желтый огонь для обжига недопустим. Для успешной обработки пламенем равномерно проводят несколько раз по поверхности. Движения должны напоминать окрашивание материала кистью. Начинать лучше с верхней части. Обожженной доске нужно прогореть на глубину около 4 мм. Для тренировки неопытному мастеру можно попробовать обжигать ненужные обрезки, добиваясь высокого результата.
Когда поверхность будет равномерно обуглена, подготовленным инструментом очищают рыхлый сгоревший слой. Щеткой или шлифмашиной действуют вдоль волокон, чтобы не повредить структуру. Одновременно используют флейц, добираясь до глубоко спрятавшихся частиц гари, вычищая их наружу. Процесс очистки – кропотливый и трудоемкий. Делать это нужно тщательно и аккуратно, удаляя отсоединившуюся сажу полностью, иначе материал будет выглядеть некрасиво. Качество работы проверяют, протирая дерево салфеткой или мягкой тряпкой. Чтобы усилить рельефность, придать древесине вид настоящего антиквариата, повторяют пиролиз и браширование щеткой.
В результате обработки получается рельефная поверхность от темно-золотистых до шоколадных оттенков. По желанию на поверхность наносят краситель на основе анилина или сразу делают финишное покрытие. Можно использовать тонированные грунтующие смеси, масляные грунтовки, нитроцеллюлозные бесцветные лаки, воски.
Японcкий способ
По этой технологии с древесины счищают только верхний слой золы, промывают доски в воде, а затем пропитывают тунговым маслом, имеющим антисептические и влагоотталкивающие свойства. Обработанный материал приобретет благородный черно-серебристый оттенок и блеск Современный подход позволяет для удобства использовать газовую горелку, хотя в старину для таких целей дерево просто клали в костер или печь. Обжиг позволил японским мастерам предохранять деревянные конструкции и жилые дома от распространения пожаров – слой золы практически невосприимчив к воздействию огня.
Срок службы обожженного дерева увеличивается в несколько раз. В качестве ухода его достаточно покрывать лаком или пропиткой раз в 1–2 года.
derevo-s.ru
Обжиг древесины
Обработка древесины обжигом позволяет получить дерево с более ярко выраженной структурой, причем материал становится маловосприимчивым к горению, гниению, поражению насекомыми и ультрафиолетом. То есть – и эстетично, и практично.
Предлагаем вам поговорить о том, для чего проводится обжиг древесины, чем можно обжигать, какую древесину для этого брать и чем ее обрабатывать после обжига.
Обжиг древесины: зачем это делать?
Сегодня самым распространенным способом защиты древесины от воздействия внешних факторов являются химические средства – антисептики, антипирены, всевозможные пропитки. Но химия есть химия, и у людей часто возникает желание обработать дерево без применения, по сути, ядов. Одним из таких способов является обжиг древесины.
Суть обжига состоит в том, что под влиянием высокой температуры в наружном слое дерева в процессе пиролиза суживаются, закупориваются продуктами горения и смолами каналы волокон. Благодаря этому верхний слой древесины уплотняется и становится почти недоступным для огня, грибков, плесени, насекомых, солнечных лучей.
Полученный обугленный слой, естественно, нужно удалить. Для мелких поделок это делают вручную металлическими жесткими щетками, для более крупных используют специальные насадки на болгарки или дрели. И здесь открывается второе приятное качество обжига древесины: эффект состаренного дерева. По сути, обжиг дерева с последующей очисткой щетками и есть браширование, то есть искусственное состаривание древесины. И хотя обжиг – не обязательная составляющая процесса браширования, многие мастера прибегают к нему.
В результате из такой древесины можно делать всевозможные шкатулки, рамы для картин, панно, применять в строительстве как лаги, фасадные доски, балки, наличники, окна и двери, материал для изготовления колодцев, туалетов, собачьих будок, беседок и пр. В последнем случае обжиг дерева газовой горелкой нужно проводить до сбора конструкции. Во-первых, обжигать дом — это не безопасно, и ликвидировать возгорание, если таковое случится, будет не так просто. Во-вторых, проводить последующую зачистку обожженной древесины на уже готовой конструкции не удобно. Вы потратите много сил, но аккуратно сделать соскабливание обгоревших слоев, особенно в местах соединения древесных элементов, не получится.
Обжиг древесины: какое дерево взять?
Лучше всего для обжига древесины подходит сосна. Можно взять другую породу, но желательно хвойную — лиственница, ель, а также лиственные породы — дуб, орех, ясень. Совершенно не подходят для обжига такие породы деревьев как вишня, груша, клен, бук, ольха, тик и т.д.
Что касается качества древесины, то здесь тот редкий случай, когда третий сорт – не брак, а то, что нам нужно. Когда после обжига древесины проводится вычищение щеткой мягких обугленных волокон, на их месте образуются впадины, а более твердые слоя превращаются в гребни. Только так можно получить фактурный, рельефный, контрастный материал. Для этого нужно выбрать заготовку с пороками: сучками, свилеватостями, глазками, завитками (но если речь идет о древесине для строительных работ, то здесь красотой можно и пожертвовать).
Не нужно предварительно шлифовать или как-то готовить доску – обжиг уберет все изъяны, и декоративные свойства древесине придают уже после обжига.
Хотя обжигать можно не только сырую древесину. К примеру, если у вас есть стул, стол или забор, покрытый морилкой, и вам хотелось бы подчеркнуть текстуру дерева, которую «съедает» пропитка, обжиг древесины тоже уместен. Более того – может проводиться обжиг не только дерева, но и ДСП, шпонированного натуральным шпоном. Напомним – обжигу подвергаются хвойные породы дерева, поэтому даже шпон должен быть сосновым, еловым и пр.
Технология обжига дерева
Перед тем, как провести обжиг древесины, позаботьтесь о мерах предосторожности. Ведь работать вы будете с открытым огнем. Для небольших брусков на поделки подойдет и открытый балкон, а вот с полноценными досками лучше работать под открытым небом.
Проводить обжиг древесины можно:
— газовой горелкой
— паяльной лампой на бензине
— обычным газовым баллоном с насадкой
— строительным феном
— тем, кто проводит обжиг и браширование древесины в мелких масштабах – для поделок, уже давно полюбился дремель. Он небольшой, удобный, да и в хозяйстве «мини-дрель» пригодится не только для обжига древесины.
Помимо древесины и горелки, для обжига нам понадобится жесткая щетка и мягкая широкая кисть для сметания гари (флейц).
Щетка с металлическими щетинами подойдет для зачистки небольших брусков. Для масштабных работ лучше вооружиться болгаркой, дрелью или шлифмашиной со специальными насадками
1. Непосредственно обжиг древесины
Спокойно, равномерно ведете горелкой по древесине, чтобы не было обугленных или «недогоревших» участков.
Степень обжига выбираете исключительно по вашему вкусу. Если обжиг будет слабым – можно потом будет еще раз пройтись горелкой, если поджарите слишком – просто придется больше потрудиться при снятии нагара, рисунок будет более контрастным. Главное – равномерность обжига.
Если ваша древесина не обессмолена, почти наверняка в ней попадутся или потеки, или смоляные карманы, которые могут загореться. Сразу же тушите возгорание, иначе на этом месте образуется неприглядное темное пятно. Обжиг одной стандартной доски займет до 10 минут.
2. Выскабливание опилок
Берем жесткую металлическую щетку – такую, как для снятия краски – и начинаем вести исключительно вдоль волокон. Вместо щетки можно брать щеточную шлифмашину, дрель или болгарку со специальными насадками. Таким образом вы «расшевелите» выгоревшие мягкие ткани во впадинах древесины. Немного поупражнявшись со щеткой, берите флейц и вынимайте, выбивайте, выковыривайте опилки. Делать это нужно как бы «против ворса», иначе эти пылинки просто глубже забьются во впадины.
Браширование древесины после обжига щеточной шлифмашиной
3. Доводим до желаемого состояния
Чередуя щетку и флейц, очищайте древесину по волокнам сильными, длинными движениями. Не можно проводить щеткой перпендикулярно волокнам – жесткие щетинки оставят след и испортят весь рисунок. Когда следует остановиться – решать только вам, исходя из ваших эстетических предпочтений. Обжигом древесины и брашированием можно получить материал от серых, угольно-черных до шоколадно-коричневых и золотистых оттенков.
Обжиг древесины: что дальше?
В целом, на обжиге древесины можно остановиться, и дальше клеить-строить, резать… Это полноценный строительный и декоративный материал. Обжиг древесины позволяет получить оригинальный оттенок, которого невозможно достичь никакими базовыми лакокрасочными материалами.
Для придания древесине глянцевого блеска можно обработать ее всевозможными качественными масляными пропитками, или же тонировать грунтовкой, эмалями, лазурью, покрывать воском и восковыми лаками.
Но при желании можно пойти дальше и повторить процесс обжига и браширования. Благодаря этому дерево получится очень рельефным и структурированным.
Напоследок предлагаем вам просмотреть видео, в котором показано, как проводить обжиг древесины:
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»
Насколько информация оказалась для Вас полезной? Loading …Похожие статьи:
Copyright © atmwood.com.ua. Копирование материала разрешено при указании гиперссылки на источник
|
atmwood.com.ua
Ложный обжиг и браширование древесины
Автор Маргарита Цыбатова.
Начну по -порядку: нужно было сделать подарок одной начинающей молодой хозяйке.
Сотворилось у меня вот такое панно-вешалка.Мой любимый деревенский стиль…птичий двор!
Заготовка из сосны,с понравившейся мне структурой древесины,так и просила — сделай меня ещё краше… Поэтому вооружившись Дреммелем и щёткой по металлу я приступила.
— Обожгла заготовку
— вычесала щёткой по металлу все сгоревшие мягкие волокна(брашировала)
— вживила рапечатку
-послойно протонировала
Честно скажу результатом осталась довольна и решила похвастаться своей новой работой мужу. На что он мне сказал,что к такой вешалке просто необходим второй предмет,чтобы подарок был полным…
Очень хорошо конечно..Но..ничего из кухонной утвари из натурального дерева у меня в заготовках не нашлось — сплошная фанера…А это ведь должен быть набор! А как жечь фанеру до такого состояния? Да никак!
Пришлось включать фантазию…
Решили мы ,что вторым предметом станет вот такой фанерный короб..здесь на фотографии он без крышки,потому,что кадр сделан уже в процессе,а вообще и крышка у него имелась…
Короб самый обычный…Фанера..
Нашла в интернете картинки с ярко выраженной структурой дерева, добавила контраста, высветлила серединку и распечатала
Короб прогрунтовала смею акрилового грунта и акрилового лака Тиккурила Кива. Грунтовала не сплошным слоем,а от середины к краям так,чтобы края остались в натуральном виде
Принцип такой же,как мы грунтуем брашированную заготовку.
Вот все предметы для исполнения первого шага:
*загрунтованная заготовка
*акриловый лак
*резиновый шпатель
*валик
*кисть флейц(можно и другую..ту,к которой привыкли вы,я же вскрываю свои работы лаком только ей)
*распечатка на фотобумаге
Вскрываем лаком лицевую часть распечатки,т.е ту,на которой рисунок…И тут же быстренько вскрываем заготовку.
Кладём распечатку лицом вниз,а дальше,приложив всё терпение и приличную часть физической силы,превращаем их в одно целое.
Шпателем от середины к краям выдавливаем лишний лак,а затем валиком основательно проходимся по всей заготовке. Особо уделить внимание нужно краям,бычно с первого движения валика они не ристают и над ними придётся постараться.
Вот так это выглядит в этом промежуточном этапе. Подобным же образом я сразу же сделала и вторую сторону короба. Всё это проделано было вечером,поэтому я с чистой совестью оставила работу сушиться до утра и пошла спать.
А это утреннее чудо.. Люблю эти моменты, когда из-под белой бумаги начинает проявляться рисунок.
Что мы делаем утром? Мочим нашу заготовочку водой,аккуратно,но настойчиво и начинаем скатывать бумажный слой распечатки.
Ну вот такие мы получились после первых изменений..Стоим сохнем на окошке, а так на улице почти сорок на солнышке,то сохнем мы быстренько.
На фотографии видно,что в том месте,где короб был загрунтован-он белый под плёночкой,а на краях просвечивается натуральный цвет.
Далее покрываем короб с уже «обожённой и брашированной» структурой лаком.
Распечатываем нужную нам картинку и проделываем точно такую же операцию: Клеим рисунком вниз,суши основательно и скатываем бумагу.
А вот так мы выглядим после второго этапа. Как-то страшненько пока…
Дальше ставим панно,для образца…Разводим акриловые краски нужных нам цветов водичкой и вперёд…Тонируем заготовку..Подкрашиваем,стираем и так,пока цвета не максимально не совпадут..
Делаем крышечку..
Здесь латексная шпаклёвка через трафарет и окраска объёмного рисунка тоже через трафарет…
Делаем, в сочетании с крышечкой, бока…У меня здесь петушок,чтобы продолжить тему птичьего двора и тот же рисунок,что и на крышке
А вот так это смотрится в сборе!
С одной стороны курочки…
С другой-петушок…
А вот и весь подарочный набор:
Панно с действительным обжигом и брашированием, а короб с ложным!
Ну вот бывают такие ситуации,когда имитация становится вынужденной!
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
sam.mirtesen.ru
Браширование древесины своими руками — как сделать щетку и станок, чем покрыть поверхность
Браширование (или структурирование) – приём декоративной отделки древесины путём искусственного состаривания. Процесс обработки материала не отличается особенными сложностями, поэтому каждый домашний мастер может выполнить браширование древесины своими руками, воспользовавшись пошаговой инструкцией специалистов и подходящим для процедуры инструментом.
Технология и области применения
К процедуре браширования прибегают, чтобы придать древесине винтажный вид
Главное предназначение браширования — придание обычному дереву внешнего вида старинного материала путём обработки инструментами. Во время обработки поверхности удаляют мягкие волокна светлого оттенка. После этого поверхность становится рельефной, что присуще старой древесине.
Во время обработки варьируется степень удаления мягких тканей. В зависимости от целей, глубина придаваемой шероховатости может быть от 0,5 до 2–3 миллиметров. Глубокую обработку проводят, когда желают придать эффект глубокого старения. Твёрдая поверхность дерева обнажается, на ней просматривается красивая текстура. Оптимальной является обработка поверхности на глубину от 0,5 до 1 миллиметра.
Естественное старение древесины уменьшает прочность дерева. Искусственное браширование способствует увеличению прочности пиломатериалов, препятствует гниению и образованию грибка. Такие свойства дереву придаёт обработка во время процесса специальными антисептическими составами.
Для подчёркивания рельефа после удаления мягких волокон поверхность покрывают составами, придающими цвет. Дерево прокрашивают оттенками двух тонов, чтобы рельеф стал максимально выделяющимся.
Браширование — популярный способ обработки интерьерной древесины. Дизайнеры применяют его в следующих случаях:
- при изготовлении лестниц;
- в производстве мебели;
- при обработке половых досок;
- при изготовлении отделочной вагонки.
Подобной обработке подвергают исключительно породы дерева с многослойной структурой. Превосходный результат получается после браширования лиственницы, ели, дуба. Структура этих пород позволяет получить неповторимые богатые рисунки живого дерева.
Непригодны для браширования сорта с неявно выраженной структурой: вишня, клён, бук, ольха, берёза, тик. Мелковолокнистая структура древесины этих пород деревьев не позволяет получить эффект слоистости, поэтому декоративности брашированием достичь не удастся.
Виды браширования
Для получения более рельефной поверхности подойдёт механический способ браширования
Существует два способа обработки дерева для выявления его структуры:
- Механический. Древесину обрабатывают специальным инструментом, удаляющим мягкие волокна и приспособлениями для полировки поверхности.
- Химический. Заключается в обработке дерева специальными составами (щелочами, кислотами и т.д. ), разъедающими мягкие волокна.
Применение этих видов браширования позволяет добиться разных результатов. Механический способ позволяет получить рельефную поверхность, химический — более гладкую.
Одна из методик, применяемых мастерами — сочетание химической и механической обработки. Химическим способом проводят черновую обработку дерева, удаляя мягкие волокна. Дальнейшую финишную обработку и полировку делают механическим способом.
Обжиг
Браширование методом отжига придаёт поверхности большую прочность
Один из видов браширования — обжиг древесины для удаления мягких тканей. Древесину обжигают паяльной лампой или газовой горелкой, затем промывают и покрывают масляными составами для полировки.
При таком варианте браширования нет необходимости последующей тонировки изделия, поскольку дерево приобретает тёмный оттенок. При желании обожжённую древесину можно покрыть цветной морилкой.
Дерево, прошедшее огонь и воду, становится не только красивым, но и более прочным. Оно практически не подвергается гниению или порче насекомыми, поэтому часто используется для отделки фасадов и строительства заборов. Красить такой забор не нужно, поскольку обожженные доски не изменяют качества не один десяток лет.
Современные дизайнеры используют обработанную огнём древесину для отделки интерьеров, изготовления мебели. Вещи, выглядящие как после пожара, нравятся не всем, но смотрятся стильно и весьма необычно.
Инструменты для самостоятельного браширования
Процесс искусственного структурирования древесины не сложен, если использовать для его проведения подходящий инструмент.
Щётки
При выборе механического способа браширования без щёток-крацовок не обойтись
Щётка-крацовка — специальный инструмент для механического браширования вручную. Это грубые металлические щётки с ворсом из стали или латуни. Предпочтительно выбирать инструмент с широкой торцевой частью, близкий по форме к валику. Такая форма позволит равномерно обработать поверхность.
Толщину проволоки выбирают в зависимости от сорта древесины. Ворс должен быть тоньше мягких волокон в 7–10 раз. Щётки с прямыми щетинками предпочтительнее кудрявых. По необходимости кончики проволоки срезают — этот приём позволяет сделать щётку более жёсткой.
Крацовки удаляют из дерева основную часть мягких волокон. Шероховатость поверхности убирают специальными нейлоновыми щётками со вдавленной в щетину абразивной пудрой. Шлифовка синтетическими щётками удаляет ворсистость древесины, подготавливая поверхность к последующей полировке и покраске.
Стоимость синтетических щёток для браширования достаточно высока, но приобретать их желательно. Они позволяют тщательно подготовить поверхности к финишной полировке и сделать работу качественно.
Для завершающей полировки применяют щётки с шерстяным или сизалевым ворсом. Они придают поверхности максимальную гладкость и законченный вид.
После черновой обработки, перед финишной зачисткой и полировкой древесину обязательно подсушивают. Полировка влажной поверхности приведёт к поднятию и разрушению мелких волокон, что испортит внешний вид материала.
Станки и машинки
Станок для браширования понадобится, если обрабатывать предстоит большой объём древесины
При необходимости обработки больших объёмов материала целесообразно использовать станки для браширования. Специалисты, производящие массовую обработку древесины, используют стационарные щёточные машины. В комплекте с ними поставляются круглые щётки для поэтапной обработки доски:
- из стальной проволоки — для первичной обработки;
- из синтетического ворса — для промежуточной зачистки;
- из сезаля — для финишной полировки.
Самые популярные модели станков и спецмашинок:
- Фрезер FESTOOL RUSTOFIX RAS 180 с комплектом щёток.
- Машинка Makita 974, оснащённая нейлоновой и абразивной щётками. Недостатком этой модели является трудность обработки углов.
- Машинка шлифовальная Felisatti AGF 110/1010E. Более совершенная модель для обработки ровных и неровных поверхностей. В комплекте с данной моделью поставляется металлическая и нейлоновая щётка.
Выбирая конкретную модель, необходимо учесть возможность приобретения дополнительных щёток, подходящей конструкции.
Приобретение специального станка для выполнения разовых работ нецелесообразно, так как домашние мастера используют для обработки дерева шлифовальные машины для ровных поверхностей и угловые шлифовальные машины для обработки стыков. Для оснащения шлифовальных машины приобретают специальные щётки-насадки, аналогичные предназначенным для станков.
Этапы браширования: пошаговая инструкция
Последовательность и правильность действий во время проведения структурирования древесины — гарантия получения нужного результата. Нарушение рекомендаций приведёт к порче материала. В целом процесс состоит из обработки доски металлической щёткой, шлифования и полировки.
Схема работы домашнего мастера следующая:
- Подготовительный этап. Перед началом работы поверхность доски проверяют на уровень влажности. Если она слишком влажная, то нужно подсушить. Слишком сухая — увлажнить.
- Обработка жёсткой щёткой-карцовкой. На данном этапе важно оценить подбор жёсткости щетины. Для эффективности обработки важно следить, чтобы щётка удаляла только мягкие ткани древесины, не нарушая структуру твёрдых. Подобрав оптимальную жёсткой в зависимости от сорта древесины, можно начинать черновую обработку. Поверхность обрабатывают вдоль, по направлению волокон. Если обработка шлифовальной машиной, скорость вращения регулируют на отдельном образце.
- Шлифовка синтетической щёткой. Абразивная щётка предназначена для качественной обработки древесины. С её помощью удаляют все оставшиеся после черновой обработки волокна, шероховатости. Как правило, достаточно одного-двух проходов по поверхности. Движения, как и при черновой обработке, выполняют вдоль волокон. На данном этапе можно придать поверхности большую декоративность, углубив некоторые бороздки стамеской.
- Полировка дерева. Завершающий этап шлифовки — придание поверхности гладкости. Выполняют работу щёткой из сезаля или мелкозернистой наждачной бумагой. Тщательная полировка делает поверхность идеально гладкой.
Видео: Браширование дерева своими руками
https://youtube.com/watch?v=GDmChHqhXUM
Окрашивание или тонирование брашированной древесины
Окрашивание — финальный штрих в процессе браширования древесины
Покрытие поверхности брашированной древесины краской или тонирующим составом придаёт особенную декоративность. Окрашивание проводят кистью или губкой. Во время процесса внимательно следят, поднимаются ли волокна. Если на поверхности замечены ворсинки, её дополнительно шлифуют мелкозернистой наждачкой.
Самый простой вариант окраски — обработка морилкой. Она быстро проникает в оставшиеся на поверхности мягкие слои древесины, не затрагивая при этом твёрдые волокна. В результате получается рельефная структура, обладающая особенной декоративностью.
Оригинальный вид имеет древесина, покрытая золотистым или серебристым красящим веществом. Частицы пигмента забиваются в углубления и микротрещины, которые впоследствии бликуют на солнце.
Интересный приём окрашивания — компоновка тонов, повторяющая игру света и тени на рельефе. Углубления красят тёмным тоном, гребни — светлым. Покраску проводят следующим образом:
- На всю поверхность наносят насыщенно тёмный лак или краску.
- Покрытую поверхность обтирают губкой или ветошью, удаляя краску с твёрдых волокон, куда она не успела впитаться.
- Если окрашиваются большие площади, дожидаются высыхания нанесённого слоя лака, а затем обрабатывают поверхность лепестковым диском с зернистостью от 400 до 800. Выпуклости после такой обработки высветляются, затем их покрывают бесцветным или светлым лаком.
Другой вариант окраски — покрытие верхнего яруса тёмным лаком, а впадин — светлым. В этом случае на поверхность наносят тёмный лак и хорошо просушивают его. Затем наносят светлый состав и снимают его излишки резиновым шпателем. В результате проявляется тёмная подложка на гребнях.
Обладая определёнными навыками работы с деревом и используя подходящие инструменты, можно выполнить браширование своими руками и получить прекрасный результат. Изделия из структурированной древесины обладают повышенной декоративностью и придают интерьеру эксклюзивный, дорогой вид.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!remoskop.ru
Ложный обжиг и браширование древесины
Рада приветствовать всех жителей Страны Мастеров!
Как говорится… » И снова здравствуйте!»
Пора сейчас летняя, дачная, отпускная, и Страна наша значительно опустела! Но если у кого-то нашлась минутка, и вы заглянули ко мне на страничку, то открою вам тайну…
Сегодня я покажу вам как квалифицированно обманывать!
Начну по порядку: нужно было сделать подарок одной начинающей молодой хозяйке.
Сотворилось у меня вот такое панно-вешалка. Мой любимый деревенский стиль…птичий двор!
Заготовка из сосны, с понравившейся мне структурой древесины, так и просила — сделай меня ещё краше… Поэтому вооружившись Дреммелем и щёткой по металлу, я приступила…
— Обожгла заготовку
— вычесала щёткой по металлу все сгоревшие мягкие волокна(брашировала)
— вживила рапечатку
-послойно протонировала
Честно скажу результатом осталась довольна и решила похвастаться своей новой работой мужу. На что он мне сказал,что к такой вешалке просто необходим второй предмет,чтобы подарок был полным…
Очень хорошо конечно..Но..ничего из кухонной утвари из натурального дерева у меня в заготовках не нашлось — сплошная фанера…А это ведь должен быть набор! А как жечь фанеру до такого состояния? Да никак!
Пришлось включать фантазию…
Решили мы, что вторым предметом станет вот такой фанерный короб.. Здесь на фотографии он без крышки, потому, то кадр сделан уже в процессе, а вообще и крышка у него имелась…
Короб самый обычный… Фанера..
Нашла в интернете картинки с ярко выраженной структурой дерева, добавила контраста, высветлила серединку и распечатала.
Короб прогрунтовала смесью акрилового грунта и акрилового лака Тиккурила Кива. Грунтовала не сплошным слоем, а от середины к краям так, чтобы края остались в натуральном виде. Принцип такой же, как мы грунтуем брашированную заготовку.
Вот все предметы для исполнения первого шага:
*загрунтованная заготовка
*акриловый лак
*резиновый шпатель
*валик
*кисть флейц(можно и другую..ту,к которой привыкли вы,я же вскрываю свои работы лаком только ей)
*распечатка на фотобумаге
Покрываем лаком лицевую часть распечатки, т.е ту, на которой рисунок… И тут же быстренько покрываем заготовку.
Кладём распечатку лицом вниз, а дальше, приложив всё терпение и приличную часть физической силы, превращаем их в одно целое.
Шпателем от середины к краям выдавливаем лишний лак, а затем валиком основательно проходимся по всей заготовке. Особо уделить внимание нужно краям, обычно с первого движения валика они не пристают и над ними придётся постараться.
Вот так это выглядит в этом промежуточном этапе. Подобным же образом я сразу же сделала и вторую сторону короба. Всё это проделано было вечером, поэтому я с чистой совестью оставила работу сушиться до утра и пошла спать.
А это утреннее чудо.. Люблю эти моменты, когда из-под белой бумаги начинает проявляться рисунок.
Что мы делаем утром? Мочим нашу заготовочку водой, аккуратно, но настойчиво и начинаем скатывать бумажный слой распечатки.
Ну вот такие мы получились после первых изменений.. Стоим сохнем на окошке, а так как на улице почти сорок на солнышке, то сохнем мы быстренько.
На фотографии видно, что в том месте, где короб был загрунтован, он белый под плёночкой, а на краях просвечивается натуральный цвет.
Далее покрываем короб с уже «обожённой и брашированной» структурой лаком.
Распечатываем нужную нам картинку и проделываем точно такую же операцию: клеим рисунком вниз, сушим основательно и скатываем бумагу.
А вот так мы выглядим после второго этапа. Как-то страшненько пока…
Дальше ставим панно, для образца… Разводим акриловые краски нужных нам цветов водичкой и вперёд…Тонируем заготовку.. Подкрашиваем, стираем и так, пока цвета максимально не совпадут..
Делаем крышечку..
Здесь латексная шпаклёвка через трафарет и окраска объёмного рисунка тоже через трафарет…
Делаем, в сочетании с крышечкой, бока…У меня здесь петушок, чтобы продолжить тему птичьего двора и тот же рисунок, что и на крышке
А вот так это смотрится в сборе!
С одной стороны курочки…
С другой-петушок…
А вот и весь подарочный набор:
Панно с действительным обжигом и брашированием, а короб — с ложным!
Ну вот бывают такие ситуации, когда имитация становится вынужденной!
Как-то так…
stranamasterov.ru