Психологические особенности детей 5-6 лет: что нужно знать родителям

Какие изменения происходят в развитии ребенка 5-6 лет. Как меняется мышление и познавательные способности дошкольника. Что нового появляется в эмоциональной сфере и поведении ребенка этого возраста. На что обратить внимание родителям при воспитании 5-6 летнего ребенка.

Ключевые изменения в развитии ребенка 5-6 лет

Возраст 5-6 лет — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходят серьезные изменения во всех сферах его жизни. Рассмотрим основные из них:

  • Интенсивное физическое развитие — ребенок за год может вырасти на 7-10 см.
  • Совершенствование мелкой моторики и координации движений.
  • Значительное развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.
  • Формирование произвольности психических процессов.
  • Появление способности управлять своим поведением.
  • Изменения в эмоционально-личностной сфере.
  • Переход игровой деятельности на новый уровень.
  • Интерес к знаковым системам и моделированию.
  • Развитие общения со сверстниками.

Рассмотрим подробнее наиболее важные аспекты развития ребенка в этом возрасте.


Развитие познавательной сферы ребенка 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы ребенка. Основные изменения:

  • Значительно возрастает произвольность и устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточенно заниматься одним делом 15-20 минут.
  • Улучшается память — как механическая, так и логическая. Ребенок может запомнить 7-8 предметов, выучить небольшое стихотворение.
  • Активно развивается воображение, появляется способность придумывать оригинальные образы.
  • Мышление становится более логичным и последовательным. Ребенок способен к простейшим обобщениям, умозаключениям.
  • Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки.
  • Формируется интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простейших логических операций.

Важно отметить, что в этом возрасте дети накапливают огромный багаж знаний, который стремятся постоянно пополнять. Их интересует все новое, неизвестное.

Особенности развития личности и эмоциональной сферы

В возрасте 5-6 лет происходят существенные изменения в эмоциональной и личностной сфере ребенка:


  • Формируется устойчивая самооценка, представления о своих качествах и возможностях.
  • Появляется осознание себя во времени, личное сознание.
  • Возникает критичность мышления — ребенок начинает осознавать свои недостатки.
  • Развивается произвольность поведения — способность управлять своими действиями.
  • Совершенствуется эмоциональная сфера — ребенок учится понимать чувства других и лучше контролировать свои эмоции.
  • Формируются моральные представления и оценки.
  • Появляется потребность в уважении и признании взрослых.
  • Возникает соподчинение мотивов поведения.

В этом возрасте важно поддерживать позитивную самооценку ребенка, помогать ему справляться с негативными эмоциями, учить взаимодействовать со сверстниками.

Игровая деятельность ребенка 5-6 лет

Игра по-прежнему остается ведущей деятельностью дошкольника, но претерпевает значительные изменения:

  • Игры становятся более сложными, приобретают особый смысл.
  • Усложняется игровое пространство — появляются несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
  • Дети могут отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству.
  • Появляется способность договариваться об общем игровом замысле.
  • Развиваются игры с правилами.
  • Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых.

Через игру ребенок осваивает различные социальные роли, учится взаимодействовать со сверстниками, развивает воображение.


Развитие общения со сверстниками

В старшем дошкольном возрасте существенно меняется характер взаимоотношений ребенка со сверстниками:

  • Возрастает избирательность в общении — появляются постоянные партнеры по играм.
  • Ребенок начинает предпочитать одних детей другим.
  • Формируются устойчивые игровые объединения.
  • Возникает привязанность, дружба.
  • Появляется феномен первой детской влюбленности.
  • Развивается способность к сопереживанию сверстнику.
  • Возникает стремление помочь другому, поделиться с ним.

Важно поощрять дружеские отношения ребенка со сверстниками, учить его разрешать конфликты, договариваться.

Развитие речи в 5-6 лет

Речь ребенка 5-6 лет становится более совершенной:

  • Значительно увеличивается словарный запас — до 3000-3500 слов.
  • Совершенствуется грамматический строй речи.
  • Развивается связная речь — ребенок может составить рассказ по картинке, пересказать небольшое произведение.
  • Появляется монологическая речь.
  • Развивается фонематический слух — ребенок может определять звуки в словах.
  • Формируется культура речевого общения.

Важно поощрять речевую активность ребенка, читать ему книги, обсуждать прочитанное, играть в словесные игры.


Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания

В возрасте 5-6 лет активно развивается мелкая моторика рук:

  • Совершенствуются навыки владения карандашом, ножницами.
  • Ребенок учится завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
  • Осваивает более сложные движения пальцев — может выполнять аппликацию, лепить из пластилина мелкие детали.
  • Улучшается координация движений.
  • Формируются навыки самообслуживания — ребенок может самостоятельно одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами.

Важно предоставлять ребенку возможность тренировать мелкую моторику — рисовать, лепить, вырезать, собирать мелкие детали.

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка 5-6 лет

Учитывая особенности развития ребенка 5-6 лет, родителям можно дать следующие рекомендации:

  1. Поощряйте познавательную активность ребенка, отвечайте на его вопросы.
  2. Создавайте условия для развития творческих способностей.
  3. Учите ребенка управлять своим поведением и эмоциями.
  4. Развивайте навыки общения со сверстниками.
  5. Предоставляйте возможность для активных игр и физической активности.
  6. Поощряйте самостоятельность ребенка.
  7. Читайте ребенку книги, обсуждайте прочитанное.
  8. Играйте с ребенком в развивающие игры.
  9. Учите ребенка выражать свои чувства и понимать чувства других.
  10. Помогайте ребенку справляться с трудностями, поддерживайте его уверенность в себе.

Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Ваша задача — создать благоприятные условия для его роста и развития.