Цвета 2 – Названия цветов, от Абрикоса до Янтаря — ColorScheme.Ru

ЦВЕТ 2 — это… Что такое ЦВЕТ 2?

  • ЦВЕТ — муж. цвета мн. род или вид краски, масть, колер. Любимый цвет мой голубой, а желтого ненавижу. Обои веселого цвета, светлые. Купчихи рядятся в яркие цвета, они скромных цветов не любят. Шелка разобраны по цветам. Лицо болезненное, зеленоватое,… …   Толковый словарь Даля

  • ЦВЕТ — ЦВЕТ, цвета, мн. цветы цвета, муж. 1. (цвета). Окраска. «Цвет ланит ее так темен.» Пушкин. «Перья крыльев отливают розовым цветом.» А.Тургенев. «Носили белые галстуки и табачного цвету длиннополые сюртуки.» А.Тургенев. Яркие цвета. Синий цвет.… …   Толковый словарь Ушакова

  • цвет — [окраска] сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? цвета, чему? цвету, (вижу) что? цвет, чем? цветом, о чём? о цвете; мн. что? цвета, (нет) чего? цветов, чему? цветам, (вижу) что? цвета, чем? цветами, о чём? о цветах 1. Цветом… …   Толковый словарь Дмитриева

  • цвет — 1. ЦВЕТ, а ( у), предлож. в цвете; мн. цвета; м. 1. Свойство тела вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им видимого излучения; окраска. Белый, красный, синий ц. Светлые, тёмные цвета.… …   Энциклопедический словарь

  • цвет — Краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть. Ср. . См. качество, масть . видеть что л. в розовом цвете, переливаться цветами радуги См. лучший в цвете лет, зардеться как маков цвет, лишиться цвета, что маков цвет… Словарь русских синонимов и …   Словарь синонимов

  • цвет — ЦВЕТ, а, мн. а, ов, муж. Один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Все цвета радуги. Тёмный, светлый ц. Яркий, блёклый ц. Красный ц. (цвет крови). Зелёный ц. (цвет травы). Чёрный ц …   Толковый словарь Ожегова

  • Цвет — Цвет. Сплошной спектр видимого оптического излучения. Сверху даны длины волн в нанометрах. ЦВЕТ, свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЦВЕТ — ЦВЕТ, ощущение, воспринимаемое мозгом, когда свет определенной яркости и конкретной длины волны попадает на СЕТЧАТКУ ГЛАЗА. Обычный дневной свет (белый свет) состоит из спектра цветов, каждому из которых свойственна собственная длина волны.… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЦВЕТ 1 — ВЕТ 1, а, мн. а, ов, м. один из видов красочного радужного свечения Ч от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Все цвета радуги. Тёмный, светлый ц. Яркий, блёклый ц. Красный ц. (цвет крови). Зелёный ц. (цвет травы). Чёрный ц …   Толковый словарь Ожегова

  • цвет — ЦВЕТ, а ( у), предл. в цвете, м Свойство тела вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им светового излучения; окраска. Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших… …   Толковый словарь русских существительных

  • ЦВЕТ — одно из св в материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрит. ощущение. Тот или иной Ц. «присваивается» человеком объекту в процессе зрит. восприятия этого объекта. В громадном большинстве случаев цветовое ощущение возникает в… …   Физическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    ЦВЕТ (02) — Словарь Даля — Русский язык

    ЦВЕТ (02)

    | Горшок, сосуд для цветковых растений; сиб. вообще комнатный цветок, горшок с растеньем. Цветковый, цветочный, к цветку относящ. Цветочный лепесток. — венок, вязь, плетеница. — горшок. — лавка. — пыль, цветень. — чай, из лучших, с примесью белесоватых почек, — капуста, цветуха, головчатая, особая порода. Цветниковый, к цветнику относящ. Цветень муж. цветочная пыль, на тычинках, оплодотворяющая завязь в пестике. Хмелевой цветень одуряет.

    | стар. месяц май; по иным апрель, березозол. Цветневой, к цветню относящ. Иванов цвет всем цветам цветоч, папоротниковый. Цветистая ткань, разноцветная, пестрая, узорочная, яркая.

    | Цветистый луг, богатый цветочками.

    | * Цветистый язык, напыщенный, исполненный прикрас. Цветистость, качество по прилаг. Цветочник, цветочница, кто разводит цветы, торгует ими;

    | кто делает цветы, подражая живым.

    | Цветочник, насекомое Hemerobius. Цветочничать, растить и продавать цветы; цветочничанье, действие по глаг. Цвести и цвесть, цветать, многокр. цветь (цвеет) зап. о растениях распускать почки, выгонять цветок, покрываться цветом. Когда липа цветет, человека на пот марит. У меня, бывало, камелии в комнате цветали! Груша цвела, да ветром цвет обило. Сколько цвету ни цвести, а быть опадать! Когда рожь цветет, то нельзя холстов белить. Сердце веселится, и лицо цветет. Цветет без цвету (папоротник), стоит без ответу (конь), без коренья (камень), выше лесу (светел месяц), чаще рощи (часты звёзды), без умолку (река), без перемены (воля Божья).

    | О человеке: быть молодым, красивым, румяным и здоровым. Цвести здоровьем, красотою.

    | * Процветать, преуспевать. Науки, художества, торговля цветут.

    | Покрываться плесенью, плеснеть, зеленеть гнилью. Вода цветет в июле, покрывается поростами, тиною, лягушачьим шелком. Древний ряд дубов цветет, Пушкин, растет роскошно. Когда хлеб в поле цветет, тогда и на полке (в поставце). Вино цветет, бродит во время цвету винограда. Лицо цветет, покрыто сыпью. Младенец цветет, то же. Глаза цветут, пск. гноятся. Все краски выцвели, полиняли. Цветок доцвел. Липа зацвела, а рожь уже отцвела. Поцвести бы цветкам! Ныне все яблони перецвели. Он в довольстве процветает. Розы расцвели. Цветенье, цвет, состоянье цветущего.

    | Цвет, см. начало . Цветуха новг. золотуха и вообще сыпи. Цветить что, красить, окрашивать. Цветить меха, подцвечать, подкрашивать. Цвеченый чай, подкрашенный, для настою. Печаль не красит, горе не цветит.

    | Расцвечать, расписывать пестро, красками. Цветить печатную картину, фотографию.

    | Цветить слог, речь, украшать пышным пустословием. Цветиться, страд. и возвр. по смыслу. Павлин цветится, начинает отращивать сноп. Меха цветятся купоросными составами. Цвеченье, действие

    Даль. Словарь Даля. 2012

    Словари → Русский язык → Словарь Даля


    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦВЕТ (02) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


    slovar.cc

    Цвета Автомобилей. Автоэмали/Автокраски и коды цветов автомобилей в удобном каталоге. Автомобильные цвета — ColorScheme.Ru

    102АбрикосСеребристо-светло оранжевый+
    602АвантюринСеребристо-чёрный
    204АйсбергБелая двухслойная+
    243АкапулькоЯрко-жёлтый
    460АквамаринСеребристый сине-зелёный
    503АккордСеребристо-коричневый+
    309АллигаторОливково-зелёный+
    1018Алмазное серебро(ИЖ) Серебристый+
    205Альпийский снегБелый металлик+
    660АльтаирСеребристый светло-серый+
    355АмазонкаЯрко-зелёный
    145АметистСеребристый фиолетовый+
    371АмулетСеребристо-тёмно-зелёный+
    425АндриатикаГолубой
    125АнтаресТёмно-вишнёвый+
    277АнтилопаСеребристо-бежевый+
    286АпатияСеребристый оранжевый+
    305АспарагусСеребристо-зелёный+
    490АстероидТёмно-сине-зелёный+
    440АтлантикаСветло-синий
    1158Аустер(GM) Светло-серый+
    421АфалинаСеребристо-зелёно-голубой+
    218АэлитаБежевый+
    645БазальтСеро-чёрный+
    107БаклажанТёмно-фиолетовый
    420БалтикаТёмно-сине-зелёный
    353БальзамЗелёный
    273БарханБежевый
    235БежевыйБежевый
    240Белое облакоБелый
    201БелыйБелый
    302БергамотСеребристо-зелёный+
    633БорнеоСеребристо-тёмно серый+
    451БоровницаСеребристо-серо-синий+
    480БризЗелёно-голубой
    262Бронзовый векБежево-коричневый+
    117БургундияКрасный металлик+
    388ВавилонМеталлик серо-бежевый+
    464ВалентинаСеро-фиолетовый
    310ВалютаСеро-зелёный+
    191ВенераТёмно-красный+
    655ВикингТёмно-серый+
    129ВикторияСеребристый ярко-красный+
    132Вишнёвый садТёмно-серебристо-красный
    127ВишняТёмно-бордовый
    313ВодолейСеро-зелёный+
    488ГалактикаТёмно-фиолетовый+
    423ГейзерСеро-голубой+
    481ГолубойГолубой
    180ГранатТёмно-бордовый
    682ГрантаСеро-синий+
    150ДефилеСеребристо-серо-коричневый
    285ДжемОранжево-коричневый+
    424ДипломатСиний+
    502ДыняСеребристо-жёлтый+
    321ДюшесСеребристо-молочно-зелёный+
    203ЖасминБело-жёлтый
    200Жёлтый-таксиЯрко-жёлтый
    230ЖемчугСеребристо-бело-молочный+
    627ЖимолостьСеро-синий+
    307ЗащитныйЗелёный
    257Звёздная ПыльБежево-сиреневый+
    307Зелёный садТёмно-зелёный
    963ЗелёныйЗелёный+
    1012Зелёный Авокадо(ИЖ) Тёмно-зелёный
    1901Золотая звезда(GM) Бежево-золотистый+
    331Золотой листЗолотистый тёмно-зелёный+
    245Золотая НиваСеребристо-жёлто-зелёный+
    109Золотисто-бежевый(ИЖ) Золотисто-бежевый+
    347Золото ИнковЗолотистый тёмно-зелёный+
    311ИгуанаСеребристо-ярко-зелёный+
    515ИзабеллаТёмно-филетовый+
    385ИзумрудСеребристо-зелёный+
    441ИндигоТёмно-синий
    406ИрисФиолетовый
    128ИскраКрасный+
    113КабернеТёмно-вишнёвый
    358КайманТёмно-зелёный+
    104КалинаЯрко-красный+
    190Калифорнийский МакЗолотисто-красный+
    453КаприТёмно-сине-зелёный+
    212КапучиноСветлый серо-бежевый
    101КардиналЯрко-красный
    118КарменКрасный
    630КварцТёмно-серый+
    352КедрСеро-зелёный
    381КентаврТёмно-зелёный+
    322Колумбийская зеленьЗолотисто-оливковый+
    116КораллСеребристый тёмно-красный+
    790КориандрЗолотисто-коричневый+
    798КорицаКоричневый+
    370КорсикаСеребристый болотно-зелёный+
    665КосмосЧёрный+
    1017Красный перец(ИЖ) Серебристо-вишнёвый+
    1013Красный Порту(ИЖ) Вишнёвый
    281КристаллСветло-серый+
    171КубокКрасный
    435Ла-маншСеребристо-фиолетовый+
    675ЛавандаСеребристо-коричневый
    487ЛагунаСеребристо-синий+
    411ЛадогаСеребристо-голубой+
    445ЛазуритФиолетово-синий+
    498Лазурно-синийСеребристый тёмно-синий+
    489ЛазурьСиний
    560ЛаминарияЗелёный
    221ЛедниковыйБелый
    413ЛедянойГолубой+
    495Лунный СветСветло-голубой+
    410МагелланТёмно-синий
    133МагияСеребристо-ярко-фиолетовый+
    119МагмаОранжевый+
    120МайяСеребристый тёмно-бордовый+
    121МальбороКрасный металлик+
    428МедеоГолубой
    234МедовыйЖелто-золотой+
    317МеридианЗелёный
    1014Мерцающий синий(ИЖ) Серебристо-тёмно-синий+
    217МиндальСеребристо-бежево-розовый+
    280МиражСеребристый-желто-зелёный+
    606Млечный ПутьСеребристо-серо-графитовый+
    626Мокрый асфальтСеребристый стальной+
    403Монте-карлоЯрко-синий
    325Морская ПучинаТёмно-зелёный
    458Мулен РужЯрко-фиолетовый
    377МуренаСине-зелёный
    426МускариМускари+
    620МускатСеребристо-серо-золотистый+
    223НарциссЖёлтый
    304НаутилусТёмно-зелёный
    239НевадаСеребристо-серо-бежевый+
    628НептунСеребристо-тёмно-серо-синий+
    368НессиТёмно-зелёный
    270НефертитиСеребристый-бежевый+
    383НиагараСеребристо-серо-голубоватый+
    328НиццаСине-зелёный+
    497ОдиссейСеро-синий+
    1001Озеро Тахо(УАЗ) Тёмно-серо-зелёный+
    449ОкеанТёмно-синий
    345ОливинЗолотисто-зелёный+
    340ОливковыйЖелто-зелёный
    1121Олимпия(GM) Ярко-синий+
    419ОпалСеребристо-голубоватый+
    632ОрионСредне-стальной+
    643ОрхидеяСеребристо-бежевый+
    308ОсокаЗелено-голубой+
    387ПапирусСеребристо-серо-зеленоватый+
    152ПаприкаСеребристо-красно-оранжевый+
    429ПерсейТёмно-синий+
    404ПетергофСеро-зеленоватый
    795ПираноКрасно-коричневый+
    417ПицундаЗелено-синий
    691ПлатинаСеребристо-бежевый+
    615Полюс МираСеро-коричневый+
    192ПортвейнТёмно-вишнёвый металлик+
    406ПосейдонТёмно-синий+
    222ПремьерЯрко-жёлтый
    342ПрерияСеребристо-серо-зелёный+
    605ПрестижСеребристо-тёмно-синий+
    276ПризСеребристо-бежевый+
    210ПримулаСветло-жёлтый
    448РапсодияСеребристо-ярко-синий+
    412РегатаСеребристо-тёмно-синий+
    122РекламаЯрко-красный
    499РивьераСине-фиолетовый+
    610РислингСеребристо-бледно-серый+
    1002Ричмо(УАЗ) Тёмно-коричневый+
    391Робин ГудТёмно-зелёный+
    182РомансТёмно-красный
    110РубинКрасный
    442СадкоТёмно-голубой
    1005СалатовыйСалатовый+
    452Сан-тропеЯрко-синий+
    670СандалБежево-красный+
    446СапфирСеребристый сине-фиолетовый+
    215СафариСветло-бежевый
    671Светло-серыйСветло-серый
    301Серебристая иваСеребристый-зеленовато-серый+
    640СеребристыйСеребристый+
    236Серо-бежевыйСеро-бежевый
    233Серо-белыйСеро-белый
    427Серо-голубойСеро-голубой
    373Серо-зелёныйСеро-зелёный
    1019Серое олово(ИЖ) Серый серебристый+
    242Серый базальтСеро-бежевый+
    1011Синий калипсо(ИЖ) Тёмно-синий
    447Синяя полночьСиний
    422СиреньСветло-фиолетовый
    483СириусСеро-синий+
    478СливаСеребристо-ярко-синий+
    295Сливочно-белыйСливочно-белый
    207Слоновая КостьБежево-жёлтый
    690Снежная КоролеваСеребристый+
    202Снежно-белыйСнежно-белый
    650СовиньонСеребристо-серый+
    791СолярисТёмно коричневый
    360СочиСеребристо-серо-зеленоватый+
    399ТабачныйСеребристый коричнево-зелёный+
    206Талая ВодаСветло-серый+
    509Тёмно-бежевыйТёмно-бежевый
    793Тёмно-коричневыйТёмно-коричневый
    625Тёмно-серыйТёмно-серый
    456Тёмно-синийТёмно-синий
    466Тёмно-синийОттенок тёмно-синего
    631Тополиный пухСерый+
    170ТорнадоКрасный
    100ТриумфСеребристо-красный+
    475ТундраСеребристо-зеленоватый+
    1020Ультрамарин(ИЖ) Сине-зелёный
    123УспехОранжевый
    1115Феерия(GM) Ярко-красный+
    622ФениксЧёрный+
    416ФеяСеребристо-сиреневый+
    105ФранконияТёмно-вишнёво-малиновый+
    430ФрегатЦвет морской волны
    363ЦунамиТёмно-зелёный+
    228Чайная РозаСветло-жёлтый
    408ЧароитСеребристый тёмно-фиолетовый+
    162ЧерешняТёмно-алый
    672Чёрная ПантераЧёрный, двойная эмаль
    482ЧерникаТёмно-синий+
    601ЧёрныйЧёрный
    603ЧёрныйОттенок чёрного
    1021Чёрный графит(ИЖ) Серебристо-серо-графитовый+
    513Чёрный жемчугСеребристо-коричневый+
    651Чёрный трюфельЧёрный+
    637Чёрный шоколадТёмно-коричневый+
    415ЭлектронТёмно-серый+
    290Южный крестСеро-бежевый+
    473ЮпитерСеребристо-голубоватый+
    140ЯшмаТёмно-вишнёвый

    colorscheme.ru

    Таблицы сочетания цветов 2

    Все-таки есть цвета, которые являются для вас наиболее выигрышными. А их умелое сочетание с остальными и создает понятие элегантности и вкуса. Одеваться монохромно, когда все детали вашего туалета – одного цвета, уже давно стало признаком плохого вкуса. Исключений из этого правила немного – если вы не невеста и не в трауре, то в вашей одежде должны присутствовать три оттенка – основной цвет, добавочный — гармонирующий и оттеняющий основной и, возможно, контрастная деталь, интригующий цветовой акцент. Правильно подобрать и скомбинировать их – зачастую весьма непростая задача.Немногие счастливчики, от природы наделенные тонким художественным вкусом и цветовосприятием, могут подобрать цветовое решение гардероба, опираясь на свою интуицию. Всем остальным, что бы всегда быть стильно и со вкусом одетыми, необходимо изучить несколько правил, установленных еще сэром Исааком Ньютоном!

    Белый цвет — со всеми.

    Бежевый цвет смело сочетается со спокойными тонами, а также отлично может сочетаться с более насыщенными и яркими тонами. Бежевый цвет сочетается с цветами: хаки, болотный, какао, серый, серо-коричневый, каштановый, шоколадный, желто-зеленый, оливковый, ржаво-коричневый, терракот, баклажанный, фиолетовый, ярко-синий. Таблица сочетания бежевого цвета




    Розовый цвет — с белым и нежно-голубым, с светло- серым, промежуточный между красным и белым тонами.

    Красный цвет — с желтым, белым, бурым, синим и черным, лиловым и розовым, черным и серебристым, черно-коричневым и песочным. Красные тона сейчас смело смешиваются друг с другом, и выглядят при этом сногсшибательно. Более умеренный вариант — комбинировать красный с черным.
    Таблица сочетания красного цвета

    Бордо — цвет женщины, которая знает себе цену. Бордо сочетается с черным и темно-синим, а также с цветами: зеленый, оливковый, серый, сине-зеленый, томатный и другими оттенками красного. С бордо очень хорошо сочетаются ягодные тона: ежевика, черника, бузина.

    Таблица сочетания цвета бордо

    Фуксия, малиновый, пурпурный цвета сочетаются с цветами: желтый, оранжевый, темно-зеленый, зеленый, ярко-синий, фиолетовый. Малиновый цвет также хорошо гармонирует с розовым и белым цветами. Таблица сочетания цвета фуксия

    Коралловый цвет имеет двенадцать разновидностей, это и розово-оранжевые оттенки, и насыщенные красно-оранжевые. Сочетается с цветами: белый, бежевый, золотой, телесный, коричневый, темно-коричневый, хаки, оттенки серого, алый, розово-персиковый, лиловый, сиреневый, ярко-розовый, оранжевый, желто-оранжевый, бледно-желтый, темно-синий, серо-голубой, черный.
    Таблица сочетания кораллового цвета


    Желтый цвет – олицетворяет солнце, мудрость, веселье, уверенность в себе и свободу. Золотой цвет — это цвет славы и богатства.
    Желтый цвет сочетается с цветами: болотным, сине-зеленым, оранжевым, теплым коричневым, шоколадным, черным, темно-синим.
    Золотистый цвет хорошо сочетается с цветами: оливковый, коричневый, красный, пурпурный, темно-зеленый, фиолетовый.
    Желтый цвет — с синим, фиолетовым, лиловым, бирюзовым. Желтый цвет без отделки или дополнения к нему малопривлекателен. Таблица сочетания жёлтого цвета

    Оранжевый цвет – жизнерадостный, яркий, летний и позитивный цвет, динамичный и этнический, цвет блеска заходящего солнца.
    Ярко-оранжевый цвет хорошо сочетается с яркими цветами: ярко-желтый, горчичный, бежевый, фиолетовый, коричневый. Приглушенный оранжевый или терракот хорошо сочетается со спокойными оттенками — бледно-желтый, серо-зеленый, хаки, коричневый, каштановый, шоколад, темно-синий или темно-серый.
    К оранжевому и желтому цветам очень подходит контрастный черный цвет. Таблица сочетания оранжевого цвета

    Коричневый цвет — с небесным, кремовым, желтым, зеленым и бежевым, джинсово-голубым, дымчато-синим, светло-зеленым и белым; цветом майской травы и совсем светлым зеленым, лиловым с блекло-розовым. Коричневый цвет сочетается с оливковым, золотистым, сине-зеленым, оранжевым, сиреневым, светло-розовым, всеми оттенками бежевого, цветом слоновой кости и серым. А неожиданное и чрезвычайно удачное сочетание теплого коричневого и бирюзового произведет отличное впечатление.

    Ржаво-коричневый сочетается со сливовым с коричневым; фиолетовым с оранжевым и кремово-белым; светло-зеленым с верблюжьим; красным с желтым и кремово-белым; коричневым с ежевичным. Таблица сочетания коричневого цвета

    Зеленый цвет — с коричневым, оранжевым, салатным, желтым и белым цветами и только светлая зелень — с серым и черным тонами. Он является промежуточным между холодными и теплыми тонами. Таблица сочетания зелёного цвета

    Оливковый цвет гармонирует с цветами: сине-зеленый, теплый зеленый, хаки, яблочно-зеленый, травяной, баклажанный, бордовый, вишневый, фиолетовый, темно-лиловый, коричневый, золотистый, красный, оранжевый. Таблица сочетания оливкового цвета

    Горчичный сочетается с цветами: коричневый, шоколадный, терракот, желтый, бежевый, хаки, сине-зеленый, коралловый, ярко-розовый.
    Синий сочетается с оранжевым; коричневым и персиковым, хаки и блекло-оранжевым, кремово-белым, ежевичным с вкраплениями коричневого, светло-коричневым и томатным; серовато-оранжевым и фиолетовым. Таблица сочетания горчичного цвета

    Ночную синеву сочетайте с едко-розовым с хвойно-зеленым; красным и белым; бледно-розовым с темно-коричневым и серебристым; майской зеленью с сине-зеленым; серым с ярко-желтым и бледно-розовым.

    Синий цвет бывает светлых и темных тонов.
    Светло-синий — с белым, желтым, оранжевым, розовыми цветами, является промежуточным между красным и синим.

    Темно-синий — со светло-синим (голубым), серым, красным,
    джинсово-голубым, дымчатым, сливово-синим; с зеленым и белым; серым, светло-розовым и коричневым; розовым и зелено-голубым; ванильно-желтым и светло-голубым; темно-коричневым, лиловым. Таблица сочетания синего цвета

    Голубой цвет сочетается с цветами: розовый, сиреневый, коралловый, светло-фиолетовый, желтый, ярко-синий, темно-синий, серый, белый, бежевый. Бирюзовый сочетается с белым, желтым, оранжевым, фиолетовым, сине-зеленым. Таблица сочетания голубого цвета

    Сиренево-розовый сочетается с лавандовым и темно-синим; темно-коричневым с розово-красным; коричневым со светло-коричневым; сербристым с джинсово-голубым и желтым, хорошо сочетается с лавандовым.

    Фиолетовый цвет — с белым, желтым, оранжевым, розовым цветами, является промежуточным между красным и синим.
    Светлые тона фиолетового цвета называются лиловыми. Сочетаются они с желтым, оранжевым, серым и белым цветами.
    К лиловому цвету относят цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый. Лиловый цвет — это цвет женственности, ассоциируется с утонченностью, грацией и элегантностью. Лучше всего лиловый цвет сочетается с темными нейтральными оттенками – с черным, серым или темно-синим.

    Фиолетовый цвет — цвет благородства и роскоши. Лучше всего сочетается с синим. Сиреневый цвет и всевозможные его оттенки считается одним из самых сексуальных, загадочных, таинственных и чувственных цветов. Сиреневый цвет хорошо сочетается с цветами: розовый, белый,голубой,сиреневый более темного или более светлого оттенка, лимонный, цвет увядшей розы, серебряные оттенки, синий, васильковый, лиловый и фиолетовый. Таблица сочетания фиолетового и лилового цвета

    Серый цвет – цвет элегантности, интеллектуален, гармоничен, успокаивает контрастные сочетания, используется в деловом дресс-коде. Светло-серый цвет хорошо смотрится в тончайшем натуральном кружеве или в чувственном шелке, графитовый серый цвет — в замше , а дымчато-серый — в тонкой шерсти.
    Серый цвет является скучным, поэтому его лучше сочетать с контрастными цветами: белым, синим, черным, бордовым, красным. Для элегантного наряда может сочетаться с другими оттенками серого, более светлого или тёмного, и даже бежевым цветом. Светло-серый цвет лучше сочетать с пастельными тонами: нежно розовый, желтый, сиреневый, голубой, фиолетовый, коралловый.
    Серо-голубой хорошо сочетается с охрой, белым и коричневым; с коричневым и бежевым; с фиолетовым и розовым; с омарово-красным, бирюзовым и белым; с серебристым и синим; с майской зеленью и белым. Таблица сочетания серого цвета

    Абрикосовый хорошо сочетается с верблюжьим и коричневым; светло-коричневым, бежевым и вкраплениями розового; серо-голубым, синим и охрой; небесно-голубым; зеленым, белым и серебристым; красным и белым.

    Верблюжий сочетается с серо-голубым и фиолетовым; бежево-коричневым, синим и сиреневым; охрой и коричневым; желтым, красным и белым; зеленым и белым; омарово-красным.

    Хаки сочетается с серо-оранжевым и томатным; омарово-красным и цветом белой шерсти; ежевичным, сливовым и желто-золотым; золотистым и сине-зеленым; рыжим, нежно-зеленым и персиковым; фиолетовым, красным и персиковым.
    Еще лучше, если однотонный хаки сочетается с одеждой с принтом из этих ярких цветов. Таблица сочетания цвета хаки

    Черный цвет, белый и серый используются как отделка.

    Неплохо выглядит черный цвет в соседстве с оранжевым, желтым, розовым, красным, сиреневым и салатным тонами, с едко-розовым, серым, лимонным, индиго, серым, сочно-зеленым с лазурью, бледно-зеленым с ярко-зеленым.

    Правильное сочетание цветов в одежде сделает ваш облик законченным и гармоничным. Общие правила говорят, что этого можно добиться при сочетании:
    резкоконтрастных цветов, например, красный — синий, красный — белый, красный — васильковый, красный — зеленый, оранжевый — черный, оранжевый — васильковый, зеленый — белый. Такие сочетания используются в спортивной, детской и юношеской одежде;

    контрастных цветов, например, вишневый — розовый, синий — васильковый, лиловый — сиреневый, зеленый — салатный. Такие сочетания применяются в различных видах одежды;

    полутональных цветов, например, нежно-розовый — нежно-голубой, нежно-салатный — нежно-сиреневый;

    однотонных цветов, например, коричневый — бежевый, светло-красный — темно-красный. Такие сочетания используются в повседневной одежде и одежде полных женщин.

    Все пастельные тона сочетаются между собой независимо от оттенка.

    Пастельные цвета- это бежевый, персиковый, розовый, светло-голубой и т.п. Т.е. все цвета, в добавлении которых очень много белого. Такие цвета можно комбинировать между собой в любом порядке. Будьте осторожны с розовым — единственный цвет, который полнит.

    Используйте от 2х до 4х цветов.
    Между собой можно сочетать либо родственные, либо контрастные цвета. Все остальные варианты — негармоничные.

    Родственные — это цвета, которые отличаются друг от друга по оттенку (красный, розовый, тёмно-красный).

    Контрастные — это цвета, которые полностью противоположны (фиолетовый — жёлтый, синий — оранжевый). Единственное контрастное сочетание, которое является рискованным — это зелёный и красный. Узнать, какие цвета родственные, а какие контрастные можно с помощью цветового круга.

    erundit.ru

    Контраст дополнительных цветов — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)

    · Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

    Искусство цвета

    Иоханнес Иттен

    Оглавление:

    Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

    • желтый — фиолетовый
    • желто-оранжевый — сине-фиолетовый
    • оранжевый — синий
    • красно-оранжевый — сине-зеленый
    • красный — зеленый
    • красно-фиолетовый — желто-зеленый.

    Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета:

    • желтый, красный и синий: желтый — фиолетовый = желтый, красный + синий;
    • синий — оранжевый = синий, желтый + красный;
    • красный — зеленый = красный, желтый + синий.

    Подобно тому как смесь желтого, красного и синего дает серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета.

    Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия.

    Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара желтый — фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый — сине-зеленый это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и теплого. Красный и дополнительный к нему зеленый равнозначны по своей светлоте. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведем несколько следующих упражнений.

    На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зеленого и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зеленого.

    Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.

    Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока еще не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зеленым цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

    С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

    Пуантилисты добивались цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

    Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

    colorscheme.ru

    HTML цвета

    Подробную информацию об использовании цветов в HTML и CSS, способах указания цвета с помощью шестнадцатеричных значений, значений цвета RGB, RGBA, HSL, HSLA и с помощью предопределённых цветов, вы сможете найти в следующих статьях учебников:

    Конвертер цветов

    Конвертер цветов позволяет преобразовать (конвертировать) RGB цвета (аббревиатура английских слов red, green, blueкрасный, зелёный, синий) в шестнадцатеричные (HEX) значения, RGB цвета в формат HSL (от англ. hue, saturation, lightness (intensity) — тон, насыщенность и осветленность) и обратно HEX значения в RGB и HSL цвета.

    Предопределенные имена цветов

    Красные
    Имя цветаHEXRGB
    IndianRed#CD5C5C205 92 92
    LightCoral#F08080240 128 128
    Salmon#FA8072250 128 114
    DarkSalmon#E9967A233 150 122
    LightSalmon#FFA07A255 160 122
    Crimson#DC143C220 20 60
    Red#FF0000255 0 0
    FireBrick#B22222178 34 34
    DarkRed#8B0000139 0 0
    Жёлтые
    Имя цветаHEXRGB
    Gold#FFD700255 215 0
    Yellow#FFFF00255 255 0
    LightYellow#FFFFE0255 255 224
    LemonChiffon#FFFACD255 250 205
    LightGoldenrodYellow#FAFAD2250 250 210
    PapayaWhip#FFEFD5255 239 213
    Moccasin#FFE4B5255 228 181
    PeachPuff#FFDAB9255 218 185
    PaleGoldenrod#EEE8AA238 232 170
    Khaki#F0E68C240 230 140
    DarkKhaki#BDB76B189 183 107
    Оранжевые
    Имя цветаHEXRGB
    Coral#FF7F50255 127 80
    Tomato#FF6347255 99 71
    OrangeRed#FF4500255 69 0
    DarkOrange#FF8C00255 140 0
    Orange#FFA500255 165 0
    Розовые
    Имя цветаHEXRGB
    Pink#FFC0CB255 192 203
    LightPink#FFB6C1255 182 193
    HotPink#FF69B4255 105 180
    DeepPink#FF1493255 20 147
    MediumVioletRed#C71585199 21 133
    PaleVioletRed#DB7093219 112 147
    Фиолетовые
    Имя цветаHEXRGB
    Lavender#E6E6FA230 230 250
    Thistle#D8BFD8216 191 216
    Plum#DDA0DD221 160 221
    Violet#EE82EE238 130 238
    Orchid#DA70D6218 112 214
    Fuchsia(Magenta)#FF00FF255 0 255
    MediumOrchid#BA55D3186 85 211
    MediumPurple#9370DB147 112 219
    BlueViolet#8A2BE2138 43 226
    DarkViolet#9400D3148 0 211
    DarkOrchid#9932CC153 50 204
    DarkMagenta#8B008B139 0 139
    Purple#800080128 0 128
    Indigo#4B008275 0 130
    SlateBlue#6A5ACD106 90 205
    DarkSlateBlue#483D8B72 61 139
    Коричневые
    Имя цветаHEXRGB
    Cornsilk#FFF8DC255 248 220
    BlanchedAlmond#FFEBCD255 235 205
    Bisque#FFE4C4255 228 196
    NavajoWhite#FFDEAD255 222 173
    Wheat#F5DEB3245 222 179
    BurlyWood#DEB887222 184 135
    Tan#D2B48C210 180 140
    RosyBrown#BC8F8F188 143 143
    SandyBrown#F4A460244 164 96
    Goldenrod#DAA520218 165 32
    DarkGoldenrod#B8860B184 134 11
    Peru#CD853F205 133 63
    Chocolate#D2691E210 105 30
    SaddleBrown#8B4513139 69 19
    Sienna#A0522D160 82 45
    Brown#A52A2A165 42 42
    Maroon#800000128 0 0
    Синие
    Имя цветаHEXRGB
    Aqua(Cyan)#00FFFF0 255 255
    LightCyan#E0FFFF224 255 255
    PaleTurquoise#AFEEEE175 238 238
    Aquamarine#7FFFD4127 255 212
    Turquoise#40E0D064 224 208
    MediumTurquoise#48D1CC72 209 204
    DarkTurquoise#00CED10 206 209
    CadetBlue#5F9EA095 158 160
    SteelBlue#4682B470 130 180
    LightSteelBlue#B0C4DE176 196 222
    PowderBlue#B0E0E6176 224 230
    LightBlue#ADD8E6173 216 230
    SkyBlue#87CEEB135 206 235
    LightSkyBlue#87CEFA135 206 250
    DeepSkyBlue#00BFFF0 191 255
    DodgerBlue#1E90FF30 144 255
    CornflowerBlue#6495ED100 149 237
    MediumSlateBlue#7B68EE123 104 238
    RoyalBlue#4169E165 105 225
    Blue#0000FF0 0 255
    MediumBlue#0000CD0 0 205
    DarkBlue#00008B0 0 139
    Navy#0000800 0 128
    MidnightBlue#19197025 25 112
    Имя цветаHEXRGB
    Зелёные
    GreenYellow#ADFF2F173 255 47
    Chartreuse#7FFF00127 255 0
    LawnGreen#7CFC00124 252 0
    Lime#00FF000 255 0
    LimeGreen#32CD3250 205 50
    PaleGreen#98FB98152 251 152
    LightGreen#90EE90144 238 144
    MediumSpringGreen#00FA9A0 250 154
    SpringGreen#00FF7F0 255 127
    MediumSeaGreen#3CB37160 179 113
    SeaGreen#2E8B5746 139 87
    ForestGreen#228B2234 139 34
    Green#0080000 128 0
    DarkGreen#0064000 100 0
    YellowGreen#9ACD32154 205 50
    OliveDrab#6B8E23107 142 35
    Olive#808000128 128 0
    DarkOliveGreen#556B2F85 107 47
    MediumAquamarine#66CDAA102 205 170
    DarkSeaGreen#8FBC8F143 188 143
    LightSeaGreen#20B2AA32 178 170
    DarkCyan#008B8B0 139 139
    Teal#0080800 128 128
    Белые
    Имя цветаHEXRGB
    White#FFFFFF255 255 255
    Snow#FFFAFA255 250 250
    Honeydew#F0FFF0240 255 240
    MintCream#F5FFFA245 255 250
    Azure#F0FFFF240 255 255
    AliceBlue#F0F8FF240 248 255
    GhostWhite#F8F8FF248 248 255
    WhiteSmoke#F5F5F5245 245 245
    Seashell#FFF5EE255 245 238
    Beige#F5F5DC245 245 220
    OldLace#FDF5E6253 245 230
    FloralWhite#FFFAF0255 250 240
    Ivory#FFFFF0255 255 240
    AntiqueWhite#FAEBD7250 235 215
    Linen#FAF0E6250 240 230
    LavenderBlush#FFF0F5255 240 245
    MistyRose#FFE4E1255 228 225
    Серые
    Имя цветаHEXRGB
    Gainsboro#DCDCDC220 220 220
    LightGray#D3D3D3211 211 211
    Silver#C0C0C0192 192 192
    DarkGray#A9A9A9169 169 169
    Gray#808080128 128 128
    DimGray#696969105 105 105
    LightSlateGray#778899119 136 153
    SlateGray#708090112 128 144
    DarkSlateGray#2F4F4F47 79 79
    Black#0000000 0 0

    basicweb.ru

    ИСКУССТВО ЦВЕТА часть 4 «Семь типов цветовых контрастов» — Страница 2 из 2

    продолжение —>>

    <<—предыдущая

    1. Контраст цветовых сопоставлений
    2. Контраст светлого и тёмного
    3. Контраст холодного и тёплого
    4. Контраст дополнительных цветов
    5. Симультанный контраст
    6. Контраст цветового насыщения
    7. Контраст цветового распространения.

    4. Контраст дополнительных цветов
    Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом.

    Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
    жёлтый — фиолетовый
    жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый
    оранжевый — синий
    красно-оранжевый — сине-зелёный
    красный — зелёный
    красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.
    Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:
    жёлтый — фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
    синий — оранжевый = синий, жёлтый + красный;
    красный — зелёный = красный, жёлтый + синий.
    Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов так-же превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет.

    Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании.

    Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.
    Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета.

    Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями.

    Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый — сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
    Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведём несколько следующих упражнений.

    На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному.

    При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зелёного и различных модуляций, возникающих при их смешении.

    Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зелёного.
    Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений. Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение.

    Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока ещё не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зелёным цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

    С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
    Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

    Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия. Музей искусства.

    5. Симультанный контраст
    Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах.

    Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине.
    Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги.

    Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне — желтоватым, а если поместить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым.

    Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свои противоположный тон. Рисунки 31-36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В каждый их шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов.

    И сразу же каждый их этих серых квадратов начинает приобретать оттенок цвета дополнительного к основному главному тону большого квадрата. Проводя этот опыт и наблюдая за изменением оттенка серого цвета в том или ином цветном квадрате следует предупредить, что все остальные квадраты должны быть прикрыты, а сам лист, на котором они расположены, приближен к глазам.

    Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон.

    Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений.

    При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт, в то время как восприятие симультанно возникшего цвета усиливается. Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными.

    Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его дополнительному, причём в большинстве случаев оба цвета теряют нечто от присущего им характера и приобретают новые оттенки. В этих условиях цвета получают максимально динамическую активность. Их устойчивость нарушается и они приходят в состояние изменчивой вибрации.

    Цвета теряют присущий им объективный характер и как бы «качаются», переходя из своей реальности в новое нереальное измерение. Цвет начинает терять свою материальность, и слова о том, что «сущность цвета не всегда идентична его воздействию», здесь полностью оправдывают себя.

    Симультанные свойства цвета имеют первостепенное значение для всех работающих с ним. Гёте говорил, что «симультанный контраст является первейшим качеством цвета, дающим возможность использовать его в эстетических целях».
    На рисунке 37 на оранжевом фоне изображены три маленьких серых квадрата, демонстрирующие три едва различимых оттенка серого цвета.

    Причина различий этих трёх серых тонов заключается в том, что к первому серому было подмешано немного синего цвета, который содействовал появлению симультанного контраста; второй серый — нейтрален и подвержен симультанным изменениям. Третий же серый содержит примесь оранжевого цвета, достаточного для уничтожения симультанного действия, вследствие чего этот серый не вызывает никаких симультанных изменений.

    Этот опыт показывает, что с помощью соответствующих мер действие симультанного контраста может быть усилено или уничтожено. Художнику важно знать, при каких условиях возникают симультанные воздействия цвета и как их можно избежать. Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны.

    Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации.
    Впечатление, которое производила эта ткань, было настолько сильным, что покупатели утверждали, что пряжа была зелёной. Если бы для производства данной ткани вместо синечёрной пряжи была использована пряжа коричневаточёрного цвета, то действие симультанного контраста было бы нейтрализовано, а материальных потерь не было.
    Кроме изобразительных возможностей нейтрализации действия симультанного контраста существует ещё вторая возможность использовать цвета в разной степени их осветлённости. При наличии контраста светлого и тёмного возможность возникновения симультанного контраста уменьшается.

    Прежде чем начинать работу над композицией целесообразно проверить действие цветовых взаимоотношений в эскизе. Симультанные проявления чистых цветов возникают и тогда, когда вместо дополнительных цветов двенадцатичастного цветового круга берутся цвета, расположенные справа или слева от выбранного начального цвета. Так можно взять не жёлтый к фиолетовому, а жёлтый к красно-фиолетовому или сине-фиолетовому цвету.

    Так как жёлтый и в красно-фиолетовом, и в сине-фиолетовом всегда выявляет дополнительный фиолетовый цвет, красно-фиолетовый в жёлтом подчёркивает жёлто-зелёный, а сине-фиолетовый в жёлтом — жёлто-оранжевый, благодаря чему и возникают симультанные вибрации.

    Или другой пример: если композиция построена из жёлтого и красного цвета на синем, то она гармонически спокойна. Если вместо синего цвета взять сине-зелёный, то это сразу же приведёт к симультанной игре, потому что красный и жёлтый будут симультанно возбуждаться и будут проявлять себя совсем иначе, чем на синем.
    Если необходимо усилить действие симультанного контраста, то новые возможности дает здесь контраст насыщения.

    В качестве примеров использования симультанного контраста могут быть приведены следующие произведения: миниатюра «Сатана и саранча» в Апокалипсисе из Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека; «Срывание одежд с Христа» Эль Греко (1 541 -1 614), Мюнхен, Старая Пинакотека; «Ночное кафе» Винсента Ван Гога (1853-1890), Оттерлоо, Рейксмузеум Крёллер-Мюллер.

    6. Контраст цветового насыщения
    Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фикси-руют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматические цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости.

    Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности. В связи с этим мы советуем обратить внимание на рисунок 15, который выявляет степень светлоты и темноты ярких цветов по отношению друг к другу. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость.

    Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях.

    Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер. Карминно-красный цвет при его смешении с белым приобретает синеватый оттенок и резко меняет свой характер.

    Жёлтый также становится немного более холодным благодаря примеси белого, а основной характер синего цвета остаётся в значительной мере неизменным, фиолетовый цвет чрезвычайно чувствителен к примеси белого, и если насыщенный тёмно-фиолетовый цвет имеет в себе нечто угрожающее, то от примеси белого он становится более светлым — лиловым — и производит приятное и спокойно-весёлое впечатление.

    Чистый цвет можно смешать с чёрным. При этом жёлтый теряет свою лучистую светлоту и яркость и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость. Это немедленно сказывается на силе его яркости.

    Картина Жерико «Умалишённый», написанная в черно-жёлтых тонах, производит потрясающее впечатление душевного расстройства. Чёрный цвет усиливает присущую фиолетовому цвету мрачность, наделяет его некой безвольностью и уводит в темноту.

    При подмешивании чёрного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому. Красная киноварь при подмешивании чёрного даёт нечто вроде жжённого, красно-коричневого вещества. Синий цвет затмевается чёрным. Достаточно небольшого добавления чёрного, чтобы его яркость быстро исчезла. Зелёный цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий, и имеет много возможностей своего изменения.

    Обычно чёрный цвет отнимает у цветов их светлоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».
    Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета.

    Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми». Делакруа ненавидел серый цвет в живописи и по возможности избегал его, ибо смешанные с серым цветом тона нейтрализуются симультанным контрастом. Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов.

    Если к фиолетовому цвету подмешать жёлтый, то получатся промежуточные тона между светло-жёлтым и тёмно-фиолетовым. Зелёный и красный не очень различаются по тональности, но при смешивании переходят в серо-черый.

    Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности тона.
    Если в какой-либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный цвет будет отличаться слабым, блёклым характером. В зависимости от пропорций, он может казаться желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным. С помощью трёх цветов «первого порядка» могут быть получены все степени блеклости.

    То же относится и к трём цветам «второго порядка» или ко всякой другой комбинации, если только в этой смеси будут участвовать три основных цвета — желтый, красный и синий.
    Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым — рядом с более ярким.

    Основные упражнения по контрасту насыщения могут быть проведены на листе, расчерченном наподобие шахматной доски на двадцать пять квадратов.

    Чистый цвет помещается в центре, а нейтральный серый одинаковой яркости в каждом из четырёх углов. Затем смешиваем серый цвет с чистым, постепенно получая четыре более или менее разбавленных промежуточных тона. Для выявления контраста насыщения, необходимо устранить контраст светлого и тёмного, с тем чтобы яркость всех квадратов была одинаковой.

    Рисунки 38-41 дают нам представление о тончайших световых возможностях контраста насыщения в хроматических модуляциях. Подобные упражнения могут быть выполнены и на основе размещения вместо серого цвета в угловых квадратах цветов, дополнительных к цвету центрального квадрата. При этом всё будет гораздо более ярким, чем при упражнении с серым цветом.

    Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блёклым красным, а синий яркий с блёклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блёклым красным.

    Иначе чистый контраст насыщения будет заглушен другими новыми контрастами, например, контрастом холо-да и тепла, и действие контраста насыщения с его тихой и спокойной выразительностью будет поставлено под вопрос.

    Блёклые тона — главным образом, серые — кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить яркие цвета той же осветлённости, что и серый.

    Тогда мы увидим, что серый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яркие цвета покажутся менее яркими и относительно ослабленными.
    Использование контраста насыщения можно видеть в картинах Жоржа де ла Тура «Новорожденный», Музей города Ренн; Анри Матисса (1869-1954) «Пеон», Нью-Йорк, Музей современного искусства и Поля Клее (1879-1940) «Волшебная рыба», Филадельфия, Музей искусства.

    7. Контраст цветового распространения
    Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».

    Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделятся больше, чем другой.

    Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того, чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны.

    Гёте установил для этой цели простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой?

    В конечном счёте решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету. По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:
    жёлтый : 9
    оранжевый: 8
    красный: 6
    фиолетовый: 3
    синий: 4
    зелёный: 6
    Приведём отношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:
    жёлтый : фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4 : 1/4
    оранжевый : синий = 8:4 =2:1= 2/3 : 1 /3
    красный : зелёный =6:6=1:1=1/2:1/2
    Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, зани-маемого его дополнительным фиолетовым цветом.

    Как показано на рисунке 42-44, для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:
    жёлтый : фиолетовый = 1 /4 : 3/4
    оранжевый : синий = 1/3 : 2/3
    красный : зелёный =1/2:1/2

    Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

    жёлтый : 3
    оранжевый: 4
    красный: 6
    фиолетовый: 9
    синий: 8
    зелёный: 6

    Или:
    жёлтый : оранжевый =3:4
    жёлтый : красный =3:6
    жёлтый : фиолетовый =3:9
    жёлтый : синий =3:8
    жёлтый : красный : синий =3:6:8
    оранжевый : фиолетовый : зелёный =4:9:6
    Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой.

     

    На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках.

    Он построен следующим образом:
    — сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, опять делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:
    — одна треть круга для жёлтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4 : 3/4;
    — другая треть, для оранжевого и синего, как 1 /З : 2/3,
    — и последняя треть для красного и зелёного представлена соотношением 1/2:1 /2.
    Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный.

    Сгармонизованные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.
    Представленная здесь система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей.

    Оба фактора — и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой. На рисунке 46 красный и зелёный цвет даны в равных пространственных соотношениях.

    Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии.

    Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство. Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность.

    Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.
    При резко выраженном контрасте распространения цветов они начинают производить совершенно новое впечатление.
    На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве.

    Зелёный по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать очень ярко.
    В разделе, посвящённом симультанному контрасту, было установлено, что глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена.

    По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст распространения.

    Написанный в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более яркое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях, как на рисунке 46. Этот факт известен как биологу, так и садоводу.

    Когда растение, животное или человек в результате тяжёлых условий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств позволяют достичь больших результатов.

    Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться неё более и более интенсивным и действует возбуждающе.
    Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию.

    Здесь проявляется исключительная особенность контраста распространения — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвященном контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст распространения в полном смысле является контрастом пропорций.

    Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл.

    Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого яркого пятна на его плече с общим объёмом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа.

    В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, жёлтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля, в его картине «Падение Икара», контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины.

    Согласование размеров цветовых плосткостей по меньшей мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.

    Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс.

    Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов.

    Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов.

    И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.
    Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.

    продолжение —>>

    <<—предыдущая

     

    urokikino.ru