Сочетание контрастных цветов – Идеальные сочетания цветов. Цветовой контраст внешности:Идеальный гардероб

15. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов

Гармоническая уравновешенность цветовых тонов может быть обусловлена похожестью, родственностью их по цветовому тону (родственные цвета) или, наоборот, известной противоположностью, несходством их цветовых качеств (родственно-контрастные цвета). В таких сочетаниях цвета не связывает никакая степень родства, они расположены в противоположных четвертях цветового круга.

Гармоничность дополнительных цветов уравновешивается их противоположными антагонистическими качествами.

Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью. Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет (исходный) лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте (активный светлотный контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.

При гармонии контрастных и дополнительных цветов можно добавлять к обоим цветам или одному из них ахроматический цвет (белый или черный).

16. Характеристика психологического воздействия различных цветосочетаний.

Человек всегда воспринимает сложную цветовую среду — психологически воздействуют не отдельные цвета, а их сочетания.

степень такого воздействия зависит: от степени активности или пассивности каждого цвета, от величины контраста между цветами, от соотношения цветов по всем их характеристикам. Воздействие цветовых сочетаний складывается под влиянием сходства или противопоставления сочетаемых цветов, то есть цветового контраста. Влияние это может выявлять любое эмоциональное состояние или нейтрализовать его.

Большие контрасты – вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности, взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. Поэтому очень важно определить меру противопоставления, так как опасность пестроты, крикливости или резкости сочетания очень вероятны.

Если построить равноступенный ряд очень активного цвета к пассивному при большом контрасте между начальным и конечным элементами ряда, то такой ряд будет постепенно ослаблять возбуждение и наоборот.

Последовательно воспринимаемый переход от возбуждающих цветов к угнетающим, от ярких к темным, от чистых к тусклым, от теплых к холодным, от тяжелых к легким, в целом динамичный, может создавать затухающее или возрастающее эмоциональное напряжение. Возбуждающее действие теплых сочетаний, как более активных значительнее, чем холодных. Они более заметны и лучше фиксируются в памяти.

Малые контрасты образуют однообразные, спокойные, малоактивные, вызывающие чувство единства сочетаний.

Малый контраст по светлоте дает менее заметным членение плоскости, усложняет восприятие объема формы.

Малый контраст по цветовому тону придает вид мягких соотношений, но при сочетании активных цветов, не ослабляет активности их воздействия (красный с красно-оранжевым), при сочетании пассивных цветов может вызвать угнетающее впечатление.

Психофизиологическое воздействие при определенных условиях может иметь место и его можно целенаправленно применять. Психологическое воздействие парных и многоцветных сочетаний наряду с контрастностью соотношений определяется преобладающим цветом. Дополнительный цвет в парном сочетании является вспомогательным, усиливающим действие основного цвета.

Сочетание

светло-зеленого и синего вызывают чувство пассивности и холода;

желтого и красного – радости;

красного с золотым – торжественности, значимости;

красного и синего – динамичности;

красного и фиолетового – беспокойства;

красного и желто-зеленого – активности;

желтого и желтовато-зеленого — свежести;

желтого и синевато-зеленого – успокоенности.

При сочетании различных цветовых тонов, равных по светлоте, необходимо вводить белый или черный разделяющий контур для усиления воздействия сочетаний и выявления формы цветовых пятен.

Действие сочетаний хроматических цветов с ахроматическими при разных светлотных контрастах отличается значительной активностью.

Сочетание

красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строгое;

красного и белого – дисгармоничное;

желтого и черного – броское;

желтого и белого – вялое, мягкое, неброское;

синего и черного – мертвенное;

синего и белого – прохладное, чистое;

синего и серого – строгое.

При сочетании хроматических цветов с ахроматическими особо важно соблюдать светлотный контраст. Иначе такие сочетания (желтый и белый, синий и черный) могут утратить выразительность.

В отношении трех и четырех цветовых сочетаний можно ограничиться общим указанием, что в них всегда должен доминировать один цвет, а одна вспомогательная группа должна объединять все остальные.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый рядом с холодным кажется еще теплее. Холодный в сопоставлении с еще более холодным теплее, а с менее холодным становится еще холоднее. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, располагаясь над легким вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Степень воздействия или восприятия цветосочетаний зависит от возрастных предпочтений, развития у человека чувства цвета, его цветовой восприимчивости, свойств характера и даже настроения в данный момент. Немалую роль играют новизна, необычность впечатления.

studfiles.net

Нюансное цветовое сочетание

Отношение цветов между собой могут быть контрастными, а могут быть и сближенными — нюансными. Гармонизировать нюансные цвета сравнительно легче, чем контрастные, но это не означает, что они всегда предпочтительнее.

Нюанс — это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме.

Задача нюансной согласованности цветовой среды требует для моноцветности композиции, использования принципов нюансной растяжки цвета и цветового вхождения.

Распространенным примером построения нюансно-согласованной цветовой среды является использование сближенных цветов, цветов одной группы.

Органичное сочетание цветов с целью их нюансной согласованности достигается при использовании цветов и их оптической смеси, что видно на примере колористического решения предлагаемой композиции.

В природе нюанс, в основном, служит средством маскировки, как для сохранения своей жизни, так и для охоты. Нюансные сочетания наиболее характерны для животных и растений средних широт, севера, непроходимых тропических джунглей и т. п. Там, где в меньшей степени наблюдается контраст света и тени, связанных с солнцем. Нюансные сочетания подчеркивают взаимосвязь всех элементов природы, объединяют все живые существа в единую гармоничную цветовую гамму.

Нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы.

Важным фактором, влияющим на производственную среду, являются цветовые и световые нюансы.

В художественном конструировании малых форм (электробритв, транзисторов, авторучек, ювелирных изделий и т. п.) нюансировка создает высокие индивидуальные качества формы изделия. Нюанс — одно из самых тонких средств в палитре художника-конструктора.

12. Контрастное цветовое сочетание

Контрастные и дополнительные цвета — прямые противоположности в цветовом круге.

Контрастность имеет отношение не только к яркости, она свойственна и цветовым сочетаниям. Цвета, создающие этот эффект, парны.

Контрастные цвета:

— зеленый — малиновый

— красный — голубой

— оранжевый — синий

— желтый — фиолетовый

Сочетание контрастных цветов создает вибрацию, живой драматический эффект, повышает жизненный тонус. Если контрастные тона поместить рядом, они взаимно усиливают друг друга и могут создавать довольно резкие сочетания. Поэтому пользоваться ими надо очень осторожно. Приглушенные оттенки этих цветов дают очень красивые созвучия. Контрастные цвета не должны подавлять друг друга. Лучше использовать контрастные цвета в разных объемах, то есть одного цвета должно быть гораздо больше, чем другого. Выигрышно смотрятся сочетания пастельных цветов.

Сочетания контрастных цветов могут быть нескольких видов. Один из них — сочетание любой пары дополнительных цветов, лежащих на противоположных концах диаметра цветового круга — противоположное сочетание основных (primary) цветов. В этом сочетании один цвет может преобладать, служить основным. Такие сочетания часто встречаются в природе, например нарядное сочетание желтого и фиолетового, красного и зеленого.

Гармонируют также и оттенки противолежащих цветов — это так называемые сочетания противоположных вторичных, не основных, (secondary) цветов. Эти оттенки могут быть более или менее насыщенными или светлыми. Назовем вишневый цвет и перванш. Другой разновидностью сочетания контрастных цветов является сочетание смежно-дополнительных цветов, например, желтый с фиолетовым, желто-зеленый с красно-фиолетовым — так называемые сочетания противоположных третичных цветов (tetriary) — то есть к основному цвету добавляется соседний и тот оттенок, что получился, комбинируется в сочетании с противоположным, тоже третичным. При этом насыщенность и светлота цветов могут быть самыми разнообразными.

Наиболее интересное и вместе с тем наиболее часто встречающееся — это контрастное сочетание трех цветов. Такая гармония — гармония триады или триадная схема сочетания цветов — может быть составлена из основных цветов и их оттенков, причем последние выглядят наиболее живописно. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Из основных цветов могут сочетаться желтый, красный и синий или оранжевый, зеленый и фиолетовый. В таких сочетаниях преобладать может любой из них.

Гармоничны и более сложные сочетания цветов — например, сочетание по схеме двойной комплемент (double complement), когда сочетаются четыре цвета — две пары противоположных. Или вариант — альтернативный комплемент, где сочетаются цвета триады с цветом, противоположным одному из этих цветов. Сюда же добавим сочетание split complement или расщепленный комплемент — сочетание цвета с двумя прилегающими цветами к его комплиментарному цвету. Ну и, наконец, цветовое сочетание по схеме тетрады — это сочетание четырех цветов цветового круга, которые находятся на вершинах квадрата, вписанного в этот круг.

studfiles.net

Сочетание цветов | КРАСИВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ САДА

И все же, несмотря на очевидные различия… садовник, составляющий цветник, сродни художнику, пишущему картину. Из одних и тех же растений, используя лишь сорта с разной окраской цветов и листьев ,   можно   сделать   торжественный   яркий,   привлекающий   взгляды   цветник   или успокаивающий  и  умиротворяющий  цветник,  глядя  на  который  чувствуешь  себя  комфортно  и расслабленно.   Ведь   всем   известно,   что   цвета   влияют   на   настроение.   А   если   неумело   ими пользоваться, то можно получить слишком пестрый, совершенно непонятный, разрозненный набор растений, который уж точно не подходит под определение цветочной композиции.

Сочетание цветов на клумбе

Для того чтобы было проще представить себе сочетания различных цветов можно использовать цветовой круг. Давайте научимся им пользоваться.

В центре расположены три основных цвета, из которых, при их смешивании, получаются все остальные цвета: желтый и синий дают зеленый цвет, из красного и желтого получается оранжевый, а если смешать красный и синий получится фиолетовый. В общем-то, все вы это, наверняка,  знаете из школьных уроков рисования. Добавляя большее количество того или иного цвета получаются различные оттенки. Разбавив получившиеся цвета белым, получатся пастельные тона.

Цвета, расположенные на круге рядом (в одной четверти) считаются родственными и наиболее сочетающимися между собой. Цвета, расположенные в одном полукруге считаются родственно-контрастными. Цвета, расположенные напротив друг друга (в противоположных четвертях) называются контрастными.

Использование контрастных сочетаний цветов

Используя  контрастное сочетание  цветов  в садовой композиции,  можно  сделать  ее  яркой,  привлекающей внимание.  Контрастная по цвету композиция (или цветник) – это всплеск, фейерверк эмоций, праздник.  Она будет  отлично  смотреться  в  парадной  зоне  вашего  сада, перед входом в дом.  Необходимо учесть, что такое сочетание   действует   довольно   возбуждающе   и  утомляет   взгляд,   поэтому   его   не   желательно использовать в зоне отдыха.

Наиболее интересными считаются контрастные сочетания фиолетового с  желтым,  красного  с  зеленым.  При  составлении  контрастного  цветника,  очень  важно  соблюдать следующее  правило:  ни  в  коем  случае  нельзя,  чтобы  контрастные  цвета  перемешивались,  то  есть, нужно  создать  большие  пятна  обоих  контрастных  оттенков,  иначе  издали  цветник  будет  выглядеть грязноватого некрасивого цвета. Чтобы контраст не был слишком «режущим» можно использовать переходные оттенки и ахроматичные цвета (белый, серебристый, зеленый).

Особо хочется сказать о кустарниках с яркой необычной окраской листвы. Ведь, если с многолетниками можно быть смелее, всегда есть возможность перенести их в другое место, если что-то не понравится, то взрослый кустарник пересадить не так-то просто. Никогда не забывайте, что основной цвет сада – зеленый, а кустарники с яркой и необычной окраской листвы: пурпурной, золотистой, серебристой, пестрой желательно использовать лишь в качестве акцентов, привлекающих внимание к нужным местам в саду. Вы ведь помните, что акценты – это то, чего мало. Только так они выглядят оригинально и впечатляюще, на фоне чего-то обычного и более простого.

А если сочетать такие декоративнолистные растения между собой, то опять же, слишком сильных контрастов следует избегать. Так, к примеру, сочетание пурпурной и золотистой листвы – это очень ярко и контрастно, такое сочетание хорошо в городе, где прошел мимо, ощутил всплеск эмоций и переключился на что-то другое, а в своем саду это сочетание будет слишком утомительным для глаз и вскоре вместо радости начнет приносить раздражение.

Также следует знать, что большое количество крастнолистных и желтолистных кустарников в Вашем саду даст ощущение вечной, непрекращающейся осени.

Более гармонично и интересно будет выглядеть сочетание пурпурнолистного кустарника с серебристолистным.

ЕЩЕ НЕМНОГО О ДЕКОРАТИВНОЛИСТНЫХ РАСТЕНИЯХ 

В ДИЗАЙНЕ САДА

— Растения с бордовой листвой первыми «исчезают в темноте» с приходом сумерек, поэтому, если Вы   любите   проводить   в   саду   вечерние   часы,   лучше   использовать   растение   с   серебристыми оттенками листвы, вариегатные формы или золотистые.

— Кустарники с серебристой листвой помогут создать атмосферу средиземноморского сада.

— Кустарники с золотистыми оттенками листвы отлично подойдут для «подсвечивания» полутенистых зон сада. Однако, учтите, что при посадке в довольно сильном затенении листва может позеленеть.

—   При   помощи   кустарников   с   разными   оттенками   листва   можно   моделировать   пространство (визуально сжимать и расширять его). Так, растения с бордовой листвой, высаженные по периметру участка,  сделают  границы  более  четкими  и  «приблизят»  их.  А  более  светлые  оттенки  (золотистые, вариегатные,  серебристые,  светло-зеленые),  наоборот,  границы  делают  «размытыми»,  визуально расширяя пространство. 

—  Кустарники  с  более  теплыми  оттенками  листвы  в  композиции  выступают  на  передний  план,  а  с более холодными кажутся дальше.

Триады

Окраску  цветов  для  цветника  можно  также  подобрать,  используя  так  называемые  триады.  Это когда  на  цветовом  круге  рисуется  равносторонний треугольник,  и те  цвета,  которые  оказываются  у него на концах, используются при создании композиции.

Например, триады могут быть следующие: синий – желтый – красный, голубой – розовый – золотисто-оранжевый и т.д.

Кроме триад используют также квадры.

Использование нюансных сочетаний цветов

Для  зоны  отдыха  более подойдет  цветовое сочетание       родственных между собой оттенков (такие  композиции называют        нюансными), нужно  только определиться,  какой  цвет станет   главным   в   вашей композиции,     для     этого нужно  учесть,  что  красный цвет     будет     действовать возбуждающе,         желтый солнечный   цвет   поможет вам  зарядиться оптимизмом,      синий      цвет поможет  успокоиться, фиолетовый даст нотку таинственности и мистицизма. 

В  качестве  главного  можно  выбрать  любой  оттенок  этих  цветов.  Например, если   вы   выберете   в   качестве   главного   цвета   синий,   с   ним   как   дополнение   будут   хороши родственные   фиолетовый,   сиреневый, розовый, малиновый.   Однако,   не   забывайте,   что   цвета   не   должны   быть равнозначными, главный цвет один, остальные, лишь дополнение.

Монохромные цветники

К  нюансным можно также отнести и так называемые монохромные цветники. Монохромные цветники – это цветники, выдержанные в единой цветовой гамме. В монохромном цветнике присутствуют различные оттенки одного цвета.

Так, например, желтый цветник, дающий заряд бодрости и радостных эмоций, может быть составлен из различных оттенков желтого: от кремового до почти оранжевого. Растяжка по цвету, игра с оттенками позволяет сделать цветник не скучным, придает ему объемности и оригинальности.

Подчеркнуть красоту монохромного, выдержанного в единой цветовой гамме, цветника помогут различные садовые аксессуары (скамейки, беседки, заборчики, садовая мебель и т.д.), они могут также быть в одном цвете с цветником, либо в контрастном цвете. Подробнее о монохромных цветниках можно почитать здесь.

Очень  интересен  и  изыскан,  так  называемый,  «белый  сад».  Растения  для  него  подбираются  в основном  с  белыми  цветками  и  серебристой  или  серой  листвой.  Такой сад еще называют лунным, его особенно актуально размещать там, где Вы любите проводить вечерние часы, ведь белый цвет имеет способность отражать свет, в сумерках цветы белой окраски смотрятся волшебно и завораживающе, в то время как цветы другой цветовой гаммы теряются и становятся незаметными. Подробнее о белом саде можно почитать здесь.

Светлотный контраст

Контрасты в ландшафтном дизайне применяются, чтобы сделать композицию более выразительной.  Однако, слишком выраженный контраст по цвету, как мы уже сказали выше, делает композицию очень яркой, «всплеском эмоций», «взрывом», «фейерверком», который может быть не всегда уместным, если мы делаем сад для отдыха, где хочется отдыхать душой, находиться в гармонии с природой и с самим собой.

Чтобы сделать нюансную композицию более выразительной применяется прием светлотного контраста. Что же это такое? Мне кажется, что каждому понятно, что оттенки даже в пределах одного цвета бывают светлые и темные. И принцип составления такой выразительной композиции прост: «посадили темное, посадите рядом светлое».

На фоне светлой стены или забора лучше будут смотреться растения с темной листвой и  насыщенной окраской цветов (и наоборот). Также и темно фиолетовые или бардовые цветы (флоксы и тюльпаны, к примеру), будут более выразительно смотреться вместе с цветами нежных пастельных оттенков в той же тональности.

ЕЩЕ НЕМНОГО О ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЯХ:

 — Белый,  черный  и  серый  цвета  считаются  ахроматичными  и  будут  хорошо  сочетаться  со  всеми остальными  цветами.  Кроме  того  белый  цвет  поможет  сгладить  и  разбавить  излишнюю  яркость  и пестроту  цветника,  растения  с  серебристой  серой  листвой  могут  послужить  отличным  фоном,  а темные оттенки помогут выделить более яркие цвета.

Однако, важно знать, что иногда нужно быть осторожным в использовании белых цветов в цветнике. Это касается тех ситуаций, когда цветник построен на игре множества оттенков. Белый цвет, в данном случае, поделит все оттенки на светлые и темные и скроет все многообразие нюансов.

— Все  пастельные  тона  также хорошо     сочетаются     между собой.   Они   помогут   создать романтическую         атмосферу вашего  цветника.  Кроме  того, растения  с  цветами пастельных оттенков довольно часто    обладают    особенным ароматом. Однако, следует знать, что на ярком солнце цветы пастельных оттенков смотрятся блекло, зато в полутени или во время сумерек выглядят очень романтично.

 — Теплые  цвета  (красный,  желтый,  оранжевый)  способны  визуально  уменьшать  пространство, делать  его  более  теплым  и  уютным,  тогда  как  холодные  цвета  (синий,  голубой,  фиолетовый, зеленый)  визуально  пространство  раздвигают.  Холодные  цвета  довольно  часто  используются  в качестве фона для более теплых оттенков. Но тут важно не переборщить и не напестрить.

 — При составлении сочетаний цветов в цветнике не забудьте о декоративнолиственных растениях (различных гейхерах, бруннерах, хостах, к примеру, и т.д.), палитра их цветов довольно велика, от серого и серебристого до ярко-бордового. Эти растения помогут вам украсить ваш цветник до и после цветения. При этом растения с золотистыми и белоокаймленными листьями могут легко «подсветить» композицию, если она оказалась мрачноватой по цвету.

 — Составляя цветовую палитру своего сада, учитывайте не только оттенки цветков и листьев растений, но и цвета садовой мебели, садовых сооружений, уличных контейнеров.

 — При выборе цветовой палитры важно учесть не только зону, в которой он будет находиться (парадная, зона отдыха, отдаленная беседка), но и степень ее освещенности. Например, пастельные оттенки, прекрасные в утренние часы или при сумерках, а также в небольшом затенении, днем на солнцепеке будут смотреться довольно блеклыми. Холодные синие или фиолетовые цвета довольно ярко смотрятся на солнце, но в тени становятся блеклыми.

Как выбрать цветовую гамму цветника?

Для начала нужно выбрать главный цвет. От чего зависит этот выбор? Безусловно, от Ваших предпочтений, но кроме того, от места, в котором цветник будет расположен (Вы ведь помните, что цвет влияет на настроение) и от его окружения (от цвета стены или других архитектурных элементов, на фоне которых он расположен, к примеру). А далее, используя цветовой круг, подбираем, сочетающиеся с главным, цвета. При этом учтите, чтобы не получился «винегрет»,  КОЛИЧЕСТВО РАСТЕНИЙ КАЖДОГО ЦВЕТА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОДИНАКОВЫМ! Это важно!

Так, если Вы решили, например, сделать розово-малиновый цветник, то сперва определитесь, какой цвет из них будет главным, каких цветов будет больше,  розовых или малиновых? Пусть их соотношение будет 3 : 5 (это будет соответствовать правилу золотого сечения, будет смотреться гармонично). Далее для большей выразительности можно ввести третий цвет, например, сиреневый, но его лучше взять совсем чуть-чуть.

 

Также рекомендую Вам обратить внимание на выпуск нашего обучающего журнала «Цветники и кустарниковые группы: как составить красивую композицию». Все секреты ландшафтного дизайна изложены четко в простой и доступной форме.

nyurochka.ru

Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов

Поиск Лекций

Как было показано выше, гармоническая уравновешенность цветовых тонов может быть обусловлена похожестью, родственностью их по цветовому тону (родственные цвета) или, наоборот, известной противоположностью, несход­ством их цветовых качеств (родственно-контрастные цвета). А что в этом плане можно сказать о цветах, расположенных в противоположных четвертях цветового круга — о цветах дополнительных и контрастных? Эти цвета не свя­зывает никакая степень родства. Например, цвет 3 (см. рис. 45) состоит из красного и желтого главных цветов, цвет 15 — из зеленого и синего. Синий и желтый цвета являются контрастными и дополнительными, так же, как и красный и зеленый.

Гармоничность же дополнительных цветов широко известна и подтвержда­ется многочисленными примерами из области изобразительного и приклад­ного искусства. Уравновешиваются указанные цвета их противоположными антагонистическими качествами.

Ранее отмечалось, что при оптическом смешении дополнительных цветов возникает ахроматический цвет. Известно и то, что отношение длин волн любых цветов, являющихся дополнительными, равно примерно 1,25. Но как установить, какой цвет является дополнительным к некоторому заданному? Здесь единого общепринятого рецепта нет. Р. Арнхейм, в частности, считает, что самый действенный критерий — визуальная оценка соответствующих цве­тов, поскольку «вопрос о цветовой завершенности — это вопрос психологии, а не физики» [20].

Для нас принципиальное значение имеет выяснение возможности организа­ции гармонических сочетаний контрастных цветов. Важно то, что дополни­тельные цвета обладают наибольшей цветовой контрастностью, которую даже начинающий художник должен уметь определять визуально. Поэтому для по­строения гармоний можно строго и не разделять цвета на контрастные и до­полнительные (ведь цвета, с физической точки зрения не вполне дополнитель­ные, образуют сочетания, которые следует рассматривать как контрастные).

Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее поляр­ными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью.

Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сна­чала выбрать исходный цвет, а затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет, например исходный, лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте (активный светлотныи контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.

Полезно также напомнить, что при гармонизации контрастных и дополни­тельных цветов можно добавлять к обоим цветам или одному из них ахро­матический цвет (белый или черный).

На рис. 60 представлены эскизы, основанные на гармонических сочетаниях контрастно-дополнительных цветов.

29. контрасты Иттена

Известный швейцарский педагог и исследователь Иоханнес Иттен считает,

что полихромные композиции не могут быть выразительными при отсутствии

контрастов. Он выделяет 7 видов контрастов:

контраст светотени;

контраст теплого и холодного;

контраст дополнительных цветов;

контраст, вызываемый явлением одновременного контраста цветов;

контраст пропорций;

контраст насыщения;

контраст по цвету.

Семь контрастов

· Контраст цветовых сопоставлений

Этот контраст наиболее прост — он наглядно выражен во взаимодействии предельной насыщенности чистых цветов. Как белый и чёрный являют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и первичные цвета, жёлтый, синий и красный, наделены свойством наиболее сильного цветового контраста, создающего впечатление простоты, силы и решительности. Интенсивность цветового контраста ослабевает от первичных — к цветам третьего порядка. При изоляции посредством крайних ахроматических (чёрного и белого) — индивидуальный характер разделённых цветов приобретает большую выразительность, но ослабевает их взаимовлияние.

· Контраст светлого и тёмного

Между белым и чёрным расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Нейтральный серый — лишён характера, он легко изменяется под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Серый цвет нем, но он активизируется и даёт великолепные тона — любой цвет мгновенно выводит его из ахроматического тона в цветовой ряд, наделяя его оттенком, являющимся дополнительным к себе. Эти метаморфозы зрительно субъективны — в цветовом тоне не происходит изменений. Как и любой цвет, серый пребывает в зависимости от соседствующих, но для него, в большинстве случаев, это — «служебное» качество. Как нейтральный посредник он примиряет яркие противоположности и, поглощая их силу подобно вампиру, обретает собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет. Углублённое понимание контраста светлого и тёмного требует цикла упражнений, развивающих чувствительность к цветовым оттенкам, которые выражаются в построении шкал сопоставления, позволяющих воспитать видение и ощущение светло-тёмных градаций и их контрастов.

· Контраст холодного и тёплого

Опыты демонстрируют разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла в мастерских, окрашенных в «холодные» и «тёплые» цвета. Эксперименты показывают, что цвет также влияет на импульс кровообращения. Жёлтый и фиолетовый образуют самый сильный контраст света и темноты. На цветовом круге под прямым углом к оси этих цветов расположены красно-оранжевый и сине-зелёный — полюса холода и тепла, но такая характеристика теряет однозначность по отношению к промежуточным, которые воспринимаются в соответствии с ней только через отношение с более холодными или тёплыми. Иттен предлагает такое сопоставление:

· холодный — тёплый

· теневой — солнечный

· прозрачный — непрозрачный

· успокаивающий — возбуждающий

· жидкий — густой

· воздушный — земной

· далёкий — близкий

· лёгкий — тяжёлый

· влажный — сухой

Эти различия проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общего состояния произведения. Удалённые предметы, благодаря воздушному слою, всегда воспринимаются как более холодные. Использование этого эффекта — важнейшее изобразительное средство в передаче перспективы и пластических ощущений. Контраст холодного и тёплого — самый «звучащий» из всех контрастов. Грюневальд обращался к этому контрасту, когда хотел выразить ощущение божественного начала.

· Контраст дополнительных цветов

Два открытых цвета именуются дополнительными, когда смешение их даёт нейтральный серо-чёрный. В физике дополнительными называют два хроматических света, дающих белый. Это странная пара: они противоположны, но нуждаются друг в друге. Соседствуя, они возбуждают друг друга до крайней яркости и взаимоистребляются при смешении, как огонь и вода. У каждого цвета имеется только один дополнительный.

· жёлтый — фиолетовый

· жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый

· оранжевый — синий

· красно-оранжевый — сине-зелёный

· красный — зелёный

· красно-фиолетовый — жёлто-зелёный

Во всех парах дополнительных цветов всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Как смесь трёх первичных, так и смесь двух дополнительных — даёт серый. В главе «Физика цвета» показано, что, исключая один цвет из спектра, и смешивая все остальные — получаем его дополнительный. Физиология цветовосприятия показывает, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный факт появления в глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, а при его реальном отсутствии он спонтанно генерируется в нашем сознании. Закон дополнительных цветов является основой гармонии композиции, потому что его соблюдение даёт в зрительном восприятии равновесие.

Пары дополнительных цветов обладают и другими особенностями: жёлтый—фиолетовый дают сильный контраст светлого и тёмного, красно-оранжевый — сине-зелёный — чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. Два дополнительных цвета дают очень красивые серые тона. Содержательного по цвету серого тона добивались старые мастера, используя лессировку — дополнительным или приём близкий к дивизионизму.

· Симультанный контраст

· Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанныи контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине. Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне — желтоватым, а если поместить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свои противоположный тон. Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт. Рисунки 31…36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В каждый их шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов. И сразу же каждый их этих серых квадратов начинает приобретать опенок цвета дополнительного к основному главному тону большого квадрата. Проводя этот опыт и наблюдая за изменением оттенка серого цвета в том или ином цветном квадрате следует предупредить, что все остальные квадраты должны быть прикрыты, а сам лист, на котором они расположены, приближен к глазам.
На рисунке 37 на оранжевом фоне изображены три маленьких серых квадрата, демонстрирующие три едва различимых оттенка серого цвета. Причина различий этих трёх серых тонов заключается в том, что к первому серому было подмешано немного синего цвета, который содействовал появлению симультанного контраста; второй серый — нейтрален и подвержен симультанным изменениям. Третий же серый содержит примесь оранжевого цвета, достаточного для уничтожения симультанного действия, вследствие чего этот серый не вызывает никаких симультанных изменений. Этот опыт показывает, что с помощью соответствующих мер действие симультанного контраста может быть усилено или уничтожено. Художнику важно знать, при каких условиях возникают симультанные воздействия цвета и как их можно избежать. Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации. Впечатление, которое производила эта ткань, было настолько сильным, что покупатели утверждали, что пряжа была зелёной. Если бы для производства данной ткани вместо синечёрной пряжи была использована пряжа коричневаточёрного цвета, то действие симультанного контраста было бы нейтрализовано, а материальных потерь не было.

В качестве примеров использования симультанного контраста могут быть приведены следующие произведения: «Срывание одежд с Христа» Эль Греко (1 541 -1 614), Мюнхен, Старая Пинакотека

«Ночное кафе» Винсента Ван Гога (1853-1890), Оттерлоо, Рейксмузеум Крёллер-Мюллер

Как уже было отмечено, симультанные цвета являются порождением субъективного восприятия. Симультанный и последовательный контраст, вероятно, имеют одно происхождение. Этот контраст, возникающий только благодаря нашему зрению, вызывает ощущение живой вибрации из-за непрерывно меняющейся интенсивности восприятия цвета. Он имеет место не только при сочетании серого и хроматического, но и при взаимодействии двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. В последнем случае наблюдается эффект, выражающийся в том, что каждый из цветов стремится придать другому качества своего дополнительного, притом оба они до какой-то степени утрачивают присущий им характер и приобретают новые оттенки, они приходят к максимальной динамической активности, вибрируя и словно «качаясь» между своей реальной областью и мнимой. Утрачивается материальность цвета, и слова о том, что «сущность цвета не всегда идентична его воздействию», в данном случае более чем уместны.

И. Гёте говорит: «Лишь симультанный контраст делает цвет пригодным для его эстетического использования».

Но существует много цветовых задач, для решения которых симультанные контрасты нежелательны. Примером может служить произошедшее с продукцией одной ткацкой фабрики, которая изготавливала ткань для галстуков. Случилось так, что чёрная полоса на красном фоне покупателями была воспринята как зелёная — это, в свою очередь, создавало ощущение неприятной вибрации, результатом иллюзии стали убытки из-за неприменимости нескольких сот метров галстучного шёлка. Для нейтрализации этого эффекта достаточно было использовать вместо сине-чёрной пряжи чёрно-коричневую.

Симультанные проявления чистых цветов возникают и в тех случаях, когда вместо дополнительных в двенадцатичастном круге берутся те, что находятся рядом с ним. В этом случае коррелировать будут, например, не жёлтый с фиолетовым, а жёлтый с сине-фиолетовым или красно-фиолетовым — жёлтый всегда будет провоцировать отклонение и того и другого в сторону своего дополнительного фиолетового, а красно-фиолетовый будет вызывать в жёлтом отклонение в сторону жёлто-зелёного, сине-фиолетовый — жёлто-оранжевого, что и стимулирует симультанные вибрации. Композиция, построенная на сочетании жёлтого и красного цвета на синем, гармонически уравновешена, но замена синего сине-зелёным приведёт к симультанной игре, потому что перемена эта приведёт к возбуждению красного и жёлтого, и они будут восприниматься иначе, чем на синем. Для усиления симультанного контраста дополнительно используется контраст насыщения.

· Контраст цветового насыщения

«Качество цвета» подразумевает его чистоту и насыщенность. В самом понятии «контраст насыщения» обозначено противопоставление цветов ярких, насыщенных и блёклых, затемнённых. Спектральные цвета преломления света призмой — цвета максимального насыщения, максимальной яркости.

Пигментные цвета также предоставляют нам примеры максимальной насыщенности. Как только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость.

Существует четыре способа осветления и затемнения цветов, причём их реакция на эти средства различна. Чистый цвет можно смешать с белым, что придаёт ему свойства более холодного. При смешении с белым карминно-красный приобретает синеватый оттенок, что сказывается и на его характере. Аналогичные перемены происходят с жёлтым, становящимся также немного более холодным. Синий цвет практически не претерпевает изменений. Фиолетовый же напротив — чрезвычайно чувствителен к примеси белого, и в случае, когда насыщенный тёмно-фиолетовый цвет выражает собой некую-то угрозу, примесь белого осветляет его, превращая в лиловый, производящий приятное и спокойно-весёлое настроение.

Чистый цвет в смешении с чёрным испытывает следующие преобразования: жёлтый — утрачивает свою лучистую светлоту и яркось, что сообщает ему подобие болезненности и коварной ядовитости, мгновенно сказывающуюся на степени его яркости. Картина Жерико «Умалишённый», написанная в чёрно-жёлтых тонах, производит потрясающее впечатление душевного расстройства. Чёрный цвет усиливает свойственную фиолетовому мрачность и, обращая её в безвольность, уводит в темноту. С добавлением чёрного к ярко-красному кармину, последний приобретает звучание, приближающее его к фиолетовому, — к красной киновари, обращает её в подобии жжёного, красно-коричневого вещества. Синий — чёрным затмевается, яркость его даже при незначительной примеси быстро теряется. Зелёный цвет способен дать гораздо больше модуляций, по сравнению с фиолетовым и синим, и допускает больший диапазон своих изменений. Чёрный, отнимая светлоту, и отдаляя от света, постепенно «убивает» цвета.

 

Смесь чёрного и белого, то есть серого, также ослабляет насыщенность цвета. Как только в насыщенный цвет добавляется серый, преобразование ведёт к получению разной степени светлых тонов, склонных к блёклости в сравнении с первоначальным. Включение серого служит нейтрализации цветов, становящихся «слепыми».

Чистый цвет можно изменить, добавляя его дополнительные. Фиолетовый с включением жёлтого, изменяется в промежутке от светло-жёлтого до тёмно-фиолетового. Зелёный и красный не испытывают больших изменений тональности, но смешение обращает их в серо-чёрные. Осветление белым дополнительных цветов выражается исключительно сложными тонами.

Участие в смеси всех трёх компонентов первого порядка (красный, жёлтый, синий) даёт пассивный, невыразительный цвет. Пропорция сказывается лишь в его тяготении к блёклым, сероватым оттенкам первичных или к чёрным. Эта триада таит в себе практически весь «ассортимент» приглушённых и блёклых цветов. Такой же результат следует ожидать, когда имеешь дело с цветами второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый), как, впрочем, и с любой комбинацией, включающей три первых основных цвета.

На иллюзорность контраста «блёклый—яркий» сказывается следующее: цвет «становится» интенсивным, оказавшись рядом с менее ярким,— «никнет», соприкасаясь с превосходящим его по насыщенности. Белёсые тона, в особенности — серые, «воспрянут», когда рядом с ними расположены яркие цвета: нейтральные серые, чередуясь с яркими той же освтлённости, «оживают», а степень насыщения вторых ослабевает.

· Контраст цветового распространения

Действие его находится в зависимости от пропорций, и здесь важнее всего уяснить их роль в равновесности композиции, когда ни один из цветов не доминирует. Безусловно, в яркости и пропорции цветов кроется сила их влияния, а чтобы удостовериться в степени такового, следует сопоставить эти цвета на нейтральном во всех отношениях сером фоне. Это выявит качественное различие их светлоты и интенсивности.

С этой целью И. Гёте установлены простые числовые выражения. Они приблизительны, но и соответствие красок одного наименования из различных источников заставляет в большей степени полагаться на чувствительность зрения, да и подчинение живописи абсолюту числа также нецелесообразно.

36,37,38,39.Цвет как фактор психофизиологического воздействия.
Цвет в интерьере всегда был могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение. Но в прошедшие исторические эпохи важными художественными средствами были сами формы архитектуры, а также скульптурный и живописный орнамент и изделия художественного ре-месла. В наше время при аскетической оголенности форм массовой архитектуры цвет становится главным, а часто и единственным носителем эстетического начала, главным средством воздействия на человека.
Приступая к проектированию цветового климата, мы прежде всего решаем вопрос: какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере — возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот вопрос решается в зависимости от характера производственного процесса (в объектах I и II классов) или от художественного замысла (в объектах III класса).
Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, танцплощадки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями и т. д. Следует помнить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др.
Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстановке или в общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддержать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам мы относим, как известно, оранжевый и желтый, а также некоторые зеленые (типа травяных и лиственных). Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый также является тонизирующим цветом, но область применения его значительно менее широка по причинам эстетического порядка. (О подробностях психологического воздействия различных цветов уже было сказано в соответствующей главе.)
Успокаивающие цвета — зелено-голубые, голубые и синие — применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальнях, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или аудиториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые репрезентативные помещения (кабинеты администрации, приемные и вестибюли административных зданий). Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).
Во всяком помещении и при всяком трудовом процессе имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах — шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т. д.; в учебных аудиториях — многолюдие, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода; в коридоре — избыточная длина помещения и недостаток естественного света и пр. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами. Универсальные рецепты здесь давать нельзя, можно лишь привести некоторые примеры.
В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шумных помещениях желательно применение «тихой» гаммы — холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью хорош белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. Его можно дополнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются.
Запахи можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов лучше применять «горькую» гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным; при горьких запахах можно применять теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего максимально гигиеничная гамма: белый, светло-голубой, светло-серый.
В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. Иными словами, при большой психической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Впрочем, иной раз негромкий, но навязчивый шум можно перекрыть сильным организованным звуком, а «мельтешение» в поле зрения сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно. Поэтому, например, росписи городских стен на самых людных и шумных улицах Нью-Йорка или Парижа оказались организующим фактором, не перегружающим внимание, а, напротив, дающим своего рода отдых за счет переключения эмоций с делового строя на празднично-веселый.
Всякий цвет сам по себе, взятый отдельно, ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других — неуместным или даже безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть — элегантнейший материал, а серая масляная (или даже клеевая) окраска стен наводит на грустные мысли. Можно назвать ряд цветов, требующих очень осторожного обращения при использовании их в интерьерах.
Иначе говоря, для всякого интерьера существуют «запретные» цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Так, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать кирпичный, терракотовый, железоокисный или даже жженую охру. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких-либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов, тем более с брекчиевидной текстурой. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях запретны все розовые цвета, так как они внушают несерьезные и неделовые эмоции

 

 

Таблица 3

Название цвета Характеристика цвета
Жёжелтый лёгкий, светлый, выступающий Тёплый сухой радостный
Оранжевый лёгкий, выступающий Тёплый сухой активный, возбуждающий, громкий
Красный тяжёлый, выступающий Тёплый сухой активный, возбуждающий, кричащий
Фиолетовый тяжёлый, отступающий - - пассивный, угнетающий
Синий лёгкий, отступающий Холодный влажный пассивный, тихий
Зелёный - Прохладный влажный спокойный, успокаивающий
Голубой лёгкий, отступающий Холодный влажный тихий, спокойный
Коричневый тяжёлый, выступающий Тёплый сухой мрачный, угнетающий

 

Таблица 4

Характер применяемого цвета Положение в пространстве
Сверху сбоку снизу
тёплый, светлый, выступающий Оживляет согревает, кажется более близким Приподнимает плоскость
тёплый, тёмный, выступающий замыкает пространство, давит сильно приближает плоскости создаёт ощущение прочности, устойчивости
холодный, светлый, отступающий раздвигает пространство, увеличивает высоту помещения создаёт ощущение прохлады, расширяет помещение создаёт ощущение лёгкости, стремительности при ходьбе
холодный, тёмный, отступающий создаёт ощущение мрака и угрозы создаёт ощущение холода, угнетает опускает плоскость, не имеет ощущения прочности

 

Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. При цветовой отделке рабочих, учебных помещений длительного пребывания следует отдавать предпочтение жёлтым, жёлто-зелёным, зелёным, зелёно-голубым цветам при средней их насыщенности и светлоте = 50 — 70%.

2. Насыщенные красные, оранжевые, оранжево-жёлтые цвета при длительном действии утомляют. Кратковременное их действие благотворно. Эти цвета могут использоваться для отделки вспомогательных помещений и окраски небольших площадей в помещениях длительного пребывания. Психологическая активность позволяет использовать их в качестве акцентов в цветовых композициях архитектурных сооружений.

3. Синие, сине-фиолетовые, фиолетовые цвета — угнетающие, при длительном воздействии вызывают спад работоспособности. Их лучше применять для окраски небольших площадей.

4. Смена цветов ведет к повышению работоспособности. Поэтому комбинации цветов, отличающихся по цветовому тону, наиболее уместны для помещений, длительного пребывания.

5. Монохроматическая гармония и гармония ахроматических цветов создаёт с точки зрения психофизиологического действия неблагоприятные условия.

6. Чередование при цветовом решении помещений ахроматических цветов с хроматическими усиливает эффект, производимый цветами, снимает зрительное утомление.

7. Под действием красно-оранжевых цветов снижается слуховая чувствительность человека. В помещениях, где необходимо добиваться наилучшей слышимости, лучше избегать их применения на больших площадях.

8. В случаях, когда необходимо корректировать тепловой режим помещений и спектральный состав света в них, следует пользоваться явлением «тёплых» и «холодных» цветов.

9. Назначение каждого помещения требует, как правило, определенной эмоциональной характеристики. К примеру, цветовые решения школьного класса, игровой комнаты в детском саду или торжественного зала дворца бракосочетаний должны носить различный характер, соответствующий эмоциональному настрою людей, пребывающих в этих помещениях.

 

40. 6.2. Иллюзия «весомости» цветов

Фигуры, равные по площади, но окрашенные неодинаково, характеризуются зрителями как обладающие разным «весом». То же относится и к окрашенным по-разному объёмам. Явление «весомости» цветов имеет прямое отношение к их воспринимаемой светлоте. Светлые цвета кажутся легче тёмных. Это распространяется как на ахроматические цвета, так и на цвета, отличающиеся по цветовому тону. Цвета более насыщенные кажутся «легче», чем слабо насыщенные. Цвета с грубой фактурой «тяжелее» цветов с гладкой поверхностью. Полюсом тяжести цвета в цветовом круге является зона фиолетовых цветов, наиболее легким принято считать лимонно-желтый цвет. Часто явление «весомости» цветов перекликается со свойством «выступания — отступания». Потолок помещения, окрашенный в выступающий цвет, кажется тяжёлым, иногда даже угрожающим. Однако полной равнозначности этих явлений не наблюдается. Окраска степ в выступающий цвет зрительно сокращает размер помещения. Если при этом выступающий цвет является тяжёлым, то может возникнуть ощущение надёжного ограждения или даже угрожающей замкнутости. Эти характеристики, дополняя друг друга, способны создавать определенный психологический климат.

На темных фонах «тяжелые» цвета кажутся уходящими от зрителя, а «легкие» — приближающимися. На светлых фонах эффект может быть обратным. Статика или динамизм объёмно-пространственного решения архитектурных комплексов могут быть подчёркнуты с помощью «тяжелых» пли «лёгких» цветов. Градостроительные архитектурные ансамбли существуют в пространстве. Динамизм в развитии цветовых композиций в пространстве зависит от «тяжести» цветов в большей мере, когда композиция развивается по вертикали. При развитии се по горизонтали главную роль играет явление «выступания и отступания», которое характеризует пространственно-временное качество цвета.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Сочетание контрастных цветов. Спальня

Сочетание контрастных цветов

Как правило, этот вид предусматривает совмещение в одной комнате как теплых, так и холодных тонов и оттенков, причем один из них может быть основным (более яркий), а другие будут его дополнять и сопутствовать ему.

Чтобы спальня выглядела нарядной и уютной, надо знать, какие цвета можно применять в оформлении интерьера комнаты. В противном случае помещение будет выглядеть безвкусно и может стать причиной психологической или даже физической усталости.

Так, если вам больше нравится красный цвет, то с ним безупречно будут сочетаться зеленый или синий. Последний хорошо будет сочетаться и с оранжевым цветом. Если вам нравится желтый цвет, то его можно применять вместе со светло-фиолетовым или темно-фиолетовым цветами.

Сочетания контрастных цветов не рекомендуются для спальни, которая является местом отдыха и психологической разгрузки.

Но в отдельных случаях, например если у ребенка здоровая нервная система и он любит яркие контрастные цвета, так можно украсить его комнату.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Сочетание цветов: Цветовой круг

Немало модниц опасается подбирать образ, объединяющий более трех цветов, остальные – рискуют, часто допуская досадные ошибки.


На самом деле, грамотно сочетать цвета одежды и аксессуаров гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Благо, цветовая гармония подчиняется законам, с которыми желательно ознакомиться всем, кто испытывает затруднения при выборе цветной одежды.

Теория сочетания цветов в одежде поможет определить, какие оттенки хорошо гармонируют друг с другом, а значит – облегчит подбор гардероба. Не забывайте, что отталкиваться лучше от цветов, которые вам идут, а это зависит от цветового типа внешности.

Основы цветоведения строятся на теории «цветового круга», в котором представлены все видимые глазу цвета.
Подбор цвета по контрасту — один из выигрышных вариантов. Учитывая, что это круг, проведите прямую-радиус через центр окружности, например, от зеленого  — и она приведет вас как раз к цвету фуксии. Это и будет оптимальное контрастное сочетание.

Если же вас пугает яркость контраста, выбирайте глухие или бледные оттенки. При выборе контрастных цветов советуют брать их не в равных пропорциях. Например, костюм темных оттенков, а красный — только шарфик, воротник или сумочка.

Одна из самых сложных комбинаций — ахроматическая палитра цветов, когда строится образ вокруг черного, белого или серого, не используя других цветов.

Более надежная комбинация в сочетании цветов одежды — гармоничное сочетание. Такое сочетание самое приятное глазу, это цвета как бы переходящие друг в друга, лишенные контраста и вызова.

Как правильно сочетать цвета в одежде

Существует шесть основных сочетаний цветов. Каждое из них может дать бесконечное количество различных цветовых палитр.

Возьмите для основы следующие варианты сочетаний: монохромное, комплиментарное и триадическое.

  1. При монохромном, состоящих из цветов одного сектора круга, сочетайте несколько оттенков одного цвета.
    Монохромную комбинацию можно разбавить дополнив нейтральным цветом. Близлежайшие цвета на круге прекрасно сочетаются и производят гармоничное и приятное впечатление.
     
  2. При комплиментарном, где используется два противоположных в круге цвета, выбирайте тона, которые красиво оттеняют друг друга и дают цвету «поиграть».
    Расщепленная комплиментарная схема — это схема, в которой один из противоположных цветов заменяется двумя рядом расположенными на круге цветами.
     
  3. При триадическом выбирается комбинация трех равноудаленных в цветовом круге цветов.
    Первичная схема — это сочетание трех первичных цветов (красный, синий и желтый).
    Вторичная схема — это сочетание трех вторичных цветов (оранжевый, зеленый и фиолетовый). Они получены путем смешения первичных цветов (красный и желтый образуют оранжевый, желтый и синий образуют зеленый, а синий и красный образуют фиолетовый).
    Третичная схема — это сочетание трех третичных равноудаленных цветов (красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-синий и сине-фиолетовый). Они образуются путем смешения первичных цветов со вторичными.

Упростив его до 12-16 оттенков, вы сможете точнее определить варианты примерных сочетаний. Такой цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания.


Примеры цветового сочетания в одежде

Рассмотрим цветовой круг, схемы цветовых сочетаний и простейшие примеры.

Сочетание аналоговых цветов – мягкая, спокойная комбинация трех соседних цветов спектра. Выберете основной, дополняющий и акцентный тон, обязательно используя разные по яркости оттенки цвета.

Сочетание противоположных (комплиметарных) цветов. По теории цвета, каждый теплый цвет гармонично сочетается с противоположным ему холодным. Эти пары легко определить, используя спектральный круг (цветовой круг).

Сочетание комбинированных комплиментарных цветов – менее контрастный вариант сочетания противоположностей. Такая схема, когда один цвет комбинируется с двумя противоположными, близкими между собой, воспринимается глазом более гармонично.

Классическая триада – сочетание сочетание 3 цветов, которые расположены на одинаковом расстоянии один от другого (в вершинах равностороннего треугольника). Также стоит выбрать один доминирующий цвет, а два других – оттеняющие и дополняющие главный.

Прямоугольная схема сочетания состоит из двух пар, в каждой из которых присутствует противоположный цвет и соответствующий ему аналоговый. Этот вариант более разнообразен, но требует точного соблюдения баланса основного и дополнительных цветов.

Цветовая гармония не ограничивается 4-мя цветовыми сочетаниями. В цветовой круг можно вписать и шестиугольник, вершины которого укажут на расширенные цветовые созвучия. Яркие, сочные цветовые сочетания можно разбавлять с помощью универсальных – черного, белого, серого и оттенка беж. Это хороший способ расширить цветовой диапазон, не рискуя переборщить и стать похожей на радугу.


Насыщенность цвета

Цвет может быть светлее или темнее. Другими словами, цвет имеет насыщенность. Чтобы показать насыщенность, цветовой круг имеет несколько колец; два больших кольца для темных оттенков и два маленьких для светлых.

Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности. В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов — от светлых пастельных до приглушенных, в середине — яркие и чистые цвета.

Наиболее контрастными будут сочетания:
1. Ярких цветов.
2. Пастельных и приглушенных цветов.
3. Пастельных и приглушенных оттенков одного цвета.

Сочетания со слабым контрастом.
1. Между пастельными цветами.
2. Между приглушенными цветами.
3. Между оттенками одного цвета, близкими друг другу по насыщенности.

Также нужно помнить о том, что большое значение для зрительного воприятия имеет цветовая индукция, т.е. изменение характеристики одного цвета под влиянием другого. Если рядом расположить темный и светлый цвета, то темный будет казаться темнее, а светлый — светлее.

Кстати, вы можете распечатать (или нарисовать :о) цветовой круг, бросить в сумочку и смело отправляться на шоппинг!

В моменты неуверенности вспомните про цветовой круг и основные законы цветовой гармонии, в остальное время – доверьтесь своей интуиции и вдохновению!

Удачи вам!

polonsil.ru